оккультного обучения этого никому не нужно. Для этой цели
нужно, чтобы человек именно в том положении, в котором он
находится, делал все, что только возможно для своего телесного
и душевного здоровья. Всякий труд может быть полезным для
целого человечества; и гораздо больше величия для человеческой
души уяснить себе степень необходимости незначительной и, может
быть, даже неприглядной работы для этого целого, нежели думать:
'Эта работа для меня слишком ничтожна, я призван к другому'. -
Особенно важно для оккультного ученика стремление к
совершенному духовному здоровью. Нездоровая душевная и
умственная жизнь во всяком случае удаляет его от путей к высшим
познаниям. Ясное, спокойное мышление, верное ощущение и
чувствование являются здесь главной основой. Больше всего
должен духовный ученик удаляться от склонности к фантазерству,
к возбужденности, нервности, экзальтации, фанатизму. Он должен
усвоить себе здоровый взгляд не все обстоятельства жизни;
должен уметь уверенно разбираться в жизни; должен спокойно
давать самим вещам говорить к себе и воздействовать на себя. Он
должен стараться везде, где нужно, отдавать должное жизни. Все
чрезмерное, одностороннее должно быть устранено из его суждений
и ощущений. Если бы это условие не было выполнено, духовный
ученик вместо высших миров вступил бы в мир собственной
фантазии, вместо истины для него получили бы значение его
излюбленные мнения. Для духовного ученика лучше быть 'трезвым',
нежели экзальтированным и фантазером.
Второе условие - чувствовать членом всеобщей жизни. В
исполнении этого условия заключено многое. Но каждый может
исполнять его только по-своему. Если я - воспитатель и мой
ученик не отвечает моим желаниям, то я должен направить мое
чувство прежде всего не против него, а против самого себя. Я
должен почувствовать себя настолько единым с моим учеником,
чтобы спросить себя: 'Не является ли недостаток в моем ученике
последствием моего собственного поступка'. Чем направлять свое
чувство против него, я лучше подумаю, как мне поставить себя
так, чтобы в будущем ученик мог лучше отвечать моим
требованиям. Благодаря такому настроению постепенно изменяется
весь склад мышления человека. Это одинаково относится как к
самому малому, так и к самому великому. Исходя из этого
настроения я иначе смотрю, например, на преступника, чем
прежде. Я удерживаюсь от осуждения и говорю себе: 'Я такой же
человек, как и он. Может быть, только воспитание, полученное
мною в силу внешних обстоятельств, предохранило меня от его
участи'. Тогда я прийду, пожалуй, к мысли, что этот брат мой
был бы другим, если бы учителя отдали ему свой труд,
потраченный ими на меня. Я подумаю, что мне досталось нечто,
чего он был лишен. И тогда я буду уже не так далек и от
представления, что я только член всего человечества и вместе с
ним ответственен за все происходящее. Этим вовсе не сказано,
что подобная мысль должна немедленно перейти во внешние
агитационные поступки. Они должны тихо воспитываться в душе.
Тогда она совсем постепенно отразиться и во внешнем поведении
человека. Но в этих вещах каждый может начать преобразование,
конечно, с самого себя. Совершенно бесплодно предъявлять в духе
этих мыслей общие требования ко всему человечеству. Легко
составить себе суждение о том, какими люди должны быть; но
духовный ученик работает в глубине, а не на поверхности.
Поэтому было бы совсем неправильным приводить указанное здесь
требование оккультных учителей в связи с каким-либо внешним,
хотя бы, например, политическим требованием, с которым духовное
обучение не может иметь ничего общего. Политические агитаторы
обыкновенно 'знают', чего нужно требовать от других людей, но о
требованиях к самим себе у них реже бывает речь.
С этим непосредственно связано третье условие, необходимое
для духовного ученичества. Ученик должен суметь пробиться к