его мысли и чувства имеют для мира такое же
значение, как и его действия. Нужно признать, что одинаково
губительно если я ненавижу моего ближнего или если я ударю его.
Тогда я прийду также к сознанию, что совершенствуя себя, я
совершаю нечто не только для себя, но и для мира. Из моих
чистых чувств и мыслей мир извлечет совершенно такую же пользу,
как и из моего доброго поведения. Пока я не могу поверить в это
мировое значение моей внутренней жизни, до тех пор я не гожусь
в духовные ученики. Я только тогда исполняюсь правильной веры в
значение моего внутреннего мира, моей души, когда работаю над
этим душевным совершенно так же, как если бы оно было по
крайней мере столь же действительным, как и все внешнее. Я
должен признать, что мое чувство имеет такое же действие, как и
дело моих рук.
Тем самым высказано уже собственно и четвертое условие;
условие того взгляда, что собственное существо человека
заключается не во внешнем, а во внутреннем. Кто смотрит на себя
только как на продукт внешнего мира, как на результат
физического мира, тот ничего не может достигнуть в деле
духовного обучения. Чувство, что ты - душевно-духовное
существо, составляет основу этого обучения. Кто достигнет этого
чувства, тот способен тогда различать между внутренними
обстоятельством и внешним успехом. Он узнает, что одно не может
измеряться другим. Духовный ученик должен найти истинную
середину между тем, что предписывают внешние условия и тем, что
он сам признает правильным для своего поведения. Он не должен
насильно навязывать своим окружающим ничего такого, для чего
они еще не могут иметь настоящего разумения; но он должен быть
совершенно свободным также и от наклонности делать только то,
что может встретить признание среди окружающих. Он должен
искать признания для своих истин единственно только в голосе
своей честно стремящейся к познанию души. Но у своего
окружающего он должен как можно больше учиться, чтобы
разобрать, что именно полезно и пригодно для этого окружающего.
Таким образом он разовьет в себе то, что в тайноведении
называют 'духовными весами'. На одной чашке весов лежит
'открытое' для нужд внешнего мира 'сердце', а на другой -
'внутренняя твердость и непоколебимая выдержка'.
Это указывает нам на пятое условие: постоянство в
преследовании однажды принятого решения. Ничто не может
заставить духовного ученика отказаться от принятого решения,
кроме разве только прозрения, что он впал в заблуждение. Всякое
решение есть сила и даже если эта сила и не приводит к
непосредственному результату там, куда она направлена, она
все-таки оказывает свое действие. Результат имеет решающее
значение там, где побуждающим к действию служит вожделение. Но
все действия, совершаемые их вожделения, не имеют никакой цены
для высшего мира. Здесь решает только любовь к данному
поступку. В этой любви должно изживаться все, что побуждает
духовного ученика к поступку. И тогда он не устанет все снова
переводить свое решение в действие, сколько бы раз его ни
постигала неудача. Так приходит он к тому, чтобы не дожидаться
внешнего результата своих действий, но довольствоваться самими
действиями. Он научается приносить в жертву миру свои поступки
и даже все свое существо, безразлично, как бы мир ни принимал
его жертвы. Кто желает стать духовным учеником, должен быть
готов к этому жертвенному служению.
Шестое условие - развитие чувства благодарности ко всему,
что дается человеку. Он должен знать, что собственное его бытие
есть дар всей вселенной. Чего только ни требуется, чтобы каждый
из нас мог получить и продлить свое бытие! Как многим мы
обязаны природе и другим людям! К таким мыслям должны быть
склонны те, кто ищут духовного ученичества. Кто не в состоянии
отдаться таким мыслям, тот не может развить в себе
всеобъемлющей любви, необходимой для достижения высших