чего я не люблю, не может мне открыться. А каждое
откровение должно наполнять меня благодарностью, ибо через него
я становлюсь богаче.
Все описанные условия должны соединяться в седьмом:
неуклонно смотреть на жизнь в том духе, который требуется этими
условиями. Благодаря этому ученик получает возможность придать
своей жизни целостностный отпечаток. Отдельные проявления его
жизни будут находиться в согласии, а не в противоречии друг с
другом. Он будет подготовлен к тому покою, к которому он должен
прийти при первых же своих шагах в духовном ученичестве.
Если у кого-нибудь есть серьезное и истинное намерение
выполнить эти условия, тогда он может решиться на духовное
ученичество. Он найдет себя готовым последовать приведенным
советам. Пусть многое в этих советах покажется иному чем-то
внешним. Такой человек, пожалуй, скажет, что по его мнению,
ученичество должно было бы протекать в менее строгих формах. Но
все внутреннее должно изживаться во внешнем. И как еще не
существует картины, пока она возникла в только голове
художника, так и духовного ученичества не может быть без
внешнего выражения. Только те пренебрежительно относятся к
строгим формам, кто не знает, что во внешнем должно выражать
себя все внутреннее. Правда, что важен дух вещи, а не форма. Но
как форма ничтожна без духа, так и дух остался бы без дел, если
бы он не создал себе формы. Приведенные условия способны
сделать духовного ученика достаточно сильным для выполнения и
дальнейших требований, которые должно предъявить к нему
духовное ученичество. Если ему будет недоставать этих условий,
он будет останавливаться в недоумении перед каждым новым
требованием. Без них у него не будет необходимого ему доверия к
людям, а на доверии и на истинной любви к людям должно быть
построено все стремление к истине. Оно должно быть построено на
этом, хотя проистекать оно может не из этого, а только из силы
собственной души. И любовь должна постепенно расшириться в
любовь ко всем существам и даже ко всему бытию. Кто не выполнит
названных условий, у того не будет также и совершенной любви ко
всему созиданию, ко всякому творчеству, не будет склонности
отказаться от всякого разрушения и уничтожения как таковых.
Духовный ученик должен стать таким, чтобы ничего не уничтожать
ради самого уничтожения не только в действиях, но и в словах, в
чувствах и мыслях. Радостью должно быть для него всякое
возникновение и становление; и он только тогда бывает вправе
что-либо уничтожить, если он в состоянии из уничтожения и через
уничтожение способствовать новой жизни. Отсюда не следует, что
духовный ученик должен спокойно наблюдать, как пышно
разрастается дурное; но он должен даже в дурном искать тех
сторон, при помощи которых он может обратить его в добро. Для
него становится все яснее, что самой верной борьбой с дурным и
несовершенным, является созидание доброго и совершенного.
Духовный ученик знает, что из ничего нельзя создать чего-либо,
но что несовершенное можно превратить в совершенное. Кто
разовьет в себе наклонность к созиданию, тот скоро найдет и
способность правильно относиться к дурному.
Вступающий в духовное ученичество должен уяснить себе, что
с помощью его надлежит строить, а не разрушать. Поэтому он
должен принести с собой готовность к честной, самоотверженной
работе, а не к критике и разрушению. Он должен быть способен к
благоговению, ибо ему предстоит учиться тому, чего он еще не
знает. Он должен благоговейно взирать к тому, что открывается.
Работа и благоговение - вот основные чувства, которые требуются
от духовного ученика. Иному придется узнать, что он не
подвигается вперед в ученичестве, несмотря на то, что, по его
мнению, он неутомимо работает. Это происходит от того, работу и
благоговение он понял не в истинном смысле. Работа,
предпринимается ради успеха, будет иметь наименьший успех и