подвинет ученика вперед. Только любовь к работе, а не к успеху,
подвигает вперед. И если учащийся ищет здорового мышления и
верного суждения, ему незачем сомнением и недоверием отравлять
свое благоговение.
И это вовсе не ведет к рабской зависимости в суждениях,
если при восприятии какого-нибудь сообщения человек не спешит
противопоставить ему собственное мнение, а встречает его со
спокойным благоговением и открытой душой. Те, которые уже
достигли чего-нибудь в познании знают, что они обязаны всем не
своевольному личному суждению, а спокойному вслушиванию и
переработке воспринятого. Необходимо постоянно иметь в виду,
что человеку незачем продолжать учиться тому, о чем он уже
может судить. Поэтому если человек хочет только судить, то он
вообще не может больше учиться. Но в духовном ученичестве все
дело именно в учении. Здесь необходима полная решимость стать
учащимся. Если что-нибудь оказывается непонятным, тогда лучше
совсем не судить, чем судить неверно. Тогда лучше отложить
понимание до более позднего момента: чем выше человек
поднимается по ступеням познания, тем более необходимо ему это
спокойное и благоговейное вслушивание. Всякое познание истины,
вся жизнь и деятельность в мире духа становится в высших
областях все тоньше и нежнее по сравнению с деятельностью
обыкновенного рассудка и с проявлением жизни в физическом мире.
Чем шире круги, в которые поднимается человек, тем тоньше
предстоящая в них деятельность. - Поэтому-то люди и приходят
относительно высших областей к столь различным 'взглядам' и
'точкам зрения'. Тем не менее и о высших истинах существует в
действительности также только одно мнение. Прийти же к этому
одному мнению человек может путем работы и благоговения,
поднявшись к действительному созерцанию истины. Только тот
может прийти к отступающему от истины взгляду, кто без
достаточной подготовки судит на основании своих излюбленных
представлений, привычных мыслей и т.д.. Как о математическом
правиле существует только одно воззрение, так и о вещах высших
миров. Но сначала необходимо подготовиться, чтобы мочь прийти к
такому 'воззрению'. Если вдуматься в это, тогда условия,
предъявляемые духовным учителем, ни для кого не будут включать
ничего неожиданного. Безусловно верно, что истина и высшая
жизнь обитают в каждой человеческой душе и, что каждый может и
должен найти их в себе сам. Но они лежат глубоко и могут быть
извлечены из своих глубоких недр лишь после устранения
препятствий. Как это сделать, об этом дать совет может только
человек, имеющий опыт в тайноведении. Такой совет дает духовная
наука. Она никому не навязывает истины, она не возвещает
никаких догматов; но она указывает путь. Правда каждый - хотя,
может быть только после многих воплощений - мог бы и один найти
этот путь, все же достигаемое в духовном ученичестве является
сокращением пути. Благодаря ему, человек раньше достигает того
момента, когда он может стать деятельным участником в мирах,
откуда путем духовной работы посылается помощь и содействие на
благо и развитие человечества.
Здесь были указаны вещи, которые прежде всего надлежало
сообщить о достижении опыта в высшем познании мира. В следующей
главе эти сообщения будут продолжены; в ней будет показано, что
происходит в высших членах человеческой природы (в организме
души или астральном теле и в духе или теле мысли) во время
этого развития. Таким образом эти сообщения предстанут в новом
освещении и в них можно будет проникнуть в более глубоком
смысле.
О некоторых последствиях посвящения.
К числу основных положений тайноведения принадлежит то,
чтобы человек, посвящаемый себя ему, делал это с полным
сознанием. Он не должен делать никаких упражнений и ничего не
предпринимать, о чем он не знает, какие это может иметь
последствия. Давая кому-либо совет или указание, духовный