о последствиях,
наступающих при соблюдении его совета в теле, душе или духе
того, кто стремиться к высшему познанию.
Отметим теперь некоторые действия на душу ученика. Только
тот, кто знаком с этими вещами, как они здесь сообщаются, может
вполне сознательно предпринять упражнения, ведущие к познанию
сверхчувственных миров. И только такой человек является
истинным духовным учеником. Всякое искание наугад, в темноте,
строго запрещено при духовном обучении. Кто не хочет проходить
своего ученичества с открытыми глазами, тот делается медиумом;
ясновидящим, в духе тайноведения, он сделаться не может.
У того, кто делает в этом упражнения, описанные в
предыдущих главах и ведущие к приобретению сверхчувственных
познаний, происходят прежде всего известные изменения в так
называемом организме души. Этот организм видим только для
ясновидящего. Его можно сравнить с более или менее светящимся
духовно-душевным облаком, в середине которого находится
физическое тело человека ( Описание его можно найти в
'Теософии' того же автора). В этом организме духовно видимы
порывы, вожделения, страсти, представления и т.д.. Чувственное
вожделение, например, ощущается в нем, как темно-красные
излучения определенной формы. Чистая, благородная мысль
выражается в как бы красновато-фиолетовом излучении. Отчетливое
понятие логически мыслящего человека чувствуется, как
желтоватая фигура с вполне определенными очертаниями. Сбивчивая
мысль неотчетливо работающего ума выступает, как фигура с
неопределенными очертаниями. Мысли людей с односторонними,
застывшими взглядами являются резкими, неподвижными в своих
очертаниях, тогда как у людей, легко поддающихся взглядам
других, они видимы в подвижных, меняющихся очертаниях и т.д..
(При всех дальнейших описаниях надо иметь в виду, что,
например, под 'видением' какого-нибудь цвета понимается
духовное видение (созерцание). Если ясновидческое познание
говорит: 'я вижу красное', то это означает: 'я имею в области
душевно-духовного переживание, подобное физическому переживанию
при впечатлении красного цвета'. Это выражение применяется
только потому, что для ясновидческого познания вполне
естественно сказать в подобном случае: 'я вижу красное'. Не
приняв этого во внимание, легко можно смешать цветовое видение
с действительно ясновидческим переживанием.)
Чем дальше подвигается человек в своем душевном развитии,
тем правильнее слагается организм его души. У человека с
неразвитой душевной жизнью он смутен и нерасчленен. Но и в этом
нерасчлененном организме души ясновидящий может различить некое
образование, ясно отделяющееся из окружающего. Оно простирается
от внутренней части головы до середины физического тела. Оно
имеет вид как бы самостоятельного тела, имеющего определенные
органы. Органы, о которых здесь прежде всего будет речь,
воспринимаются духовно вблизи следующих частей физического
тела: первый - между глаз, второй близ гортани, третий в
области сердца, четвертый лежит по соседству с так называемой
подложечной впадиной, пятый и шестой расположены в области
живота. Эти образования у людей духовно опытных, носят
наименование 'колес' (чакров) или также - 'цветов лотоса'. Они
называются так благодаря своему сходству с колесами и цветами;
но нужно все-таки, конечно помнить, что это выражение следует
понимать приблизительно в том же смысле, в каком обе доли
легкого называют 'легочными крыльями'. Всякому ясно, что здесь
дело идет не о 'крыльях'; таким же образом и там нужно помнить,
что это название имеет значение только сравнения. У неразвитого
человека эти 'лотосы' темной окраски, спокойны и неподвижны. Но
у ясновидящего они в движении и сияющих цветовых оттенков.
Нечто подобное бывает и у медиума, но все же в несколько другом
роде. Здесь незачем касаться этого ближе. - Когда духовный
ученик начинает делать свои упражнения, то прежде всего его