Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

нечто в зародыше

шестнадцати-лепесткового лотоса. В этом отношении правдивость,

прямота и честность являются созидательными силами, а лживость,

неискренность, нечестность - разрушительными. И духовный ученик

должен знать, что здесь важно не одно 'доброе намерение', но и

действительное дело. Мысля и говоря что-либо несогласованное с

действительностью, я разрушаю нечто в моем духовном органе

чувств, какое бы я ни имел при этом мысленно доброе намерение.

Это происходит также, как с ребенком, который обжигается,

хватаясь за огонь, хотя он и делал это по неведению. - Когда

душевные процессы приведены к описанному строю,

шестнадцати-лепестковый лотос начинает сверкать великолепными

красками и приходит в закономерное движение. - При этом нужно

однако помнить, что упомянутый дар ясновидения может открыться

не раньше, чем будет достигнута определенная степень развития

души. Пока человеку еще трудно вести жизнь в намеченном

направлении, этот дар не появляется. Пока ему еще приходится

обращать особое внимание на эти процессы, до тех пор он еще не

созрел. Когда человеку удается достигнуть того, что подобное

ведение жизни становится для него как бы привычным, тогда

проявляются первые следы ясновидения. Тогда это перестает быть

для него трудным и делается само собой разумеющимся образом

жизни. Не надо, чтобы была необходимость постоянно наблюдать за

собой и принуждать себя жить таким образом. Все это должно

сделаться привычкой. - Есть и другие способы, иначе приводящие

к развитию шестнадцати-лепесткового лотоса. Но истинное

тайноведение отвергает все подобные способы. Ибо они приводят к

разрушению телесного здоровья и к нравственной гибели. Они

легче осуществимы, нежели описанный способ. Он требует больше

времени и труда, но зато он вернее приводит к цели и может

нравственно только укрепить человека.

Неправильное развитие лотоса приводит в результате в

случае наступления некоторого дара ясновидения не только к

иллюзии и фантастическим представлениям, но также и к ошибкам и

неустойчивости в обыкновенной жизни. Благодаря такому развитию

человек может сделаться робким, завистливым, тщеславным,

высокомерным, строптивым и т.д., тогда как прежде у него не

было всех этих свойств. - Выше было сказано, что восемь

лепестков шестнадцати-лепесткового лотоса уже были развиты

раньше в очень далеком прошлом и, что они проявляются снова

сами собой при духовном обучении. Поэтому теперь при оккультном

ученичестве вся забота должна быть обращена на остальные восемь

лепестков. При неправильном обучении легко выступают одни

только первые, развитые уже раньше, лепестки, а вновь

образующиеся остаются неразвитыми. Это случается в особенности

тогда, если при обучении слишком мало уделяют внимания

логическому, разумному мышлению. Чрезвычайно важно, чтобы

духовный ученик был человеком разумным, обладателем ясного

мышления. Далее важно, чтобы он позаботился о величайшей

ясности в речи. Люди, начинающие смутно предчувствовать

что-нибудь из области сверхъестественного, легко становятся

разговорчивыми об этих вещах. Этим они задерживают свое

правильное развитие. Чем меньше об этих вещах говорить, тем

лучше. Говорить должен был бы только тот, кто уже достиг

известной степени ясности. - В начале обучения духовные ученики

обычно удивляются, что прошедший уже духовную школу проявляет

так мало 'любопытства' к их сообщениям о своих переживаниях.

Полезнее всего для них было бы как раз совершенно умалчивать о

своих переживаниях и говорить только о том, насколько хорошо

или плохо им удается выполнять свои упражнения или соблюдать

указания. Ибо прошедший духовную школу имеет совершенно другие

источники для суждения об их успехах, чем их прямые сообщения.

Благодаря подобным сообщениям, восемь упомянутых лепестков

шестнадцати-лепесткового лотоса всегда несколько грубеют, тогда

как они должны были оставаться нежными и гибкими.