пример. - Благодаря развитию
двенадцати-лепесткового лотоса ясновидящему раскрывается также
и глубокое разумение процессов природы. Все, основанное на
росте и развитии изливает душевную теплоту, а все, охваченное
умиранием, разрушением, гибелью, выступает с характером
душевного холода.
Развитию этого чувства ученик содействует следующим
образом. Первое, что в этом отношении он должен наблюдать, -
это упорядоченные течения своих мыслей (так называемый контроль
мыслей). Подобно тому, как шестнадцати-лепестковый лотос
начинает развиваться благодаря истинным и полных значения
мыслям, так и двенадцати-лепестковый - благодаря внутреннему
овладению течением мыслей. Блуждающие мысли, находящиеся между
собой не в продуманной, логической, а в чисто случайной связи,
искажают форму этого лотоса. Чем больше мысли следуют одна за
другой и чем больше удается избежать всего нелогичного, тем
совершеннее этот орган чувств получает свойственную ему форму.
Если духовный ученик слышит нелогичные мысли, он тотчас же
проводит их через свой ум в правильном виде. Он не должен
бессердечно устранятся от общения с, быть может, нелогичными
окружающими людьми ради того, чтобы способствовать своему
развитию. Он не должен также чувствовать стремления тотчас же
все нелогичное в своем окружении. Он должен, напротив, в
совершенной тишине, внутри себя, приводить в логический,
осмысленный строй, вторгающиеся в него извне мысли. И он должен
стараться в своих собственных мыслях всегда соблюдать этот
строй. - Вторая задача заключается в том, чтобы внести такую же
последовательность и в свои действия (контроль действий).
Всякое непостоянство, всякая дисгармония в поступках приносит
вред этому лотосу. Совершив какой-нибудь определенный поступок,
ученик направляет затем свои дальнейшие действия таким образом,
чтобы они логически вытекали из первого. Кто действует сегодня
в другом направлении, чем вчера, тот никогда не разовьет в себе
описанного чувства. - Третье - это воспитание выдержки.
Духовный ученик не позволяет тем или иным влияниям отклонять
себя от поставленной себе цели, пока он может считать эту цель
правильной. Препятствия служат для него побуждением к
преодолению их, а не причиной, удерживающей от поступка.
Четвертое - терпимость по отношению к людям, к другим
существам, а также к фактам. Духовный ученик подавляет всякую
излишнюю критику на все несовершенное, злое и дурное и
стремится, напротив, понять все, что ему встречается. Подобно
тому, как солнце не лишает дурных и злых света своего, так и он
должен не лишать их своего разумного участия. Встречается ли
духовному ученику что-нибудь недолжное, он не станет вдаваться
в отрицательные суждения, но примет это, как необходимость и
попытается насколько у него хватит сил, повернуть дело к добру.
Мнения он не рассматривает только со своей точки зрения, но
старается перенестись в положение другого. - Пятое -
непредвзятость по отношению к явлениям жизни. В этом смысле
говорится также о 'вере' или 'доверии'. Духовный ученик с
доверием выходит навстречу каждому человеку и каждому существу.
И в своих действиях он также бывает исполнен этого доверия.
Когда ему что-нибудь сообщают, он никогда не скажет себе: я не
верю этому, ибо это противоречит моему прежнему сложившемуся
мнению. Напротив, он во всякое время бывает готов проверить и
исправить собственное мнение или взгляд, при встрече с новым.
Он остается всегда восприимчивым ко всему, что бы ему ни
встретилось. И он полагается на действенность того, что он
предпринимает. Нерешительность и склонность к сомнению он
изгоняет из своего существа. Имея какое-нибудь намерение, он
имеет также и веру в силу этого намерения. Сотня неудач не
может отнять у него этой веры. Это и есть 'вера, которая
двигает горами'. - Шестое заключается в приобретении известной