где-нибудь учителей
высшего ведения для того, чтобы получить от них разъяснения. Но
здесь надо иметь в виду две вещи. Во-первых, серьезно
стремящийся к высшему ведению не пожалеет никаких трудов и не
побоится никаких препятствий, чтобы найти посвященного,
могущего ввести его в высшие тайны мира. Но, с другой стороны,
каждый может быть уверен и в том, что посвященный найдет его
при всяких условиях, если в нем есть серьезное и достойное
стремление к познанию. Ибо существует строгий закон среди всех
посвященных, обязывающий их не закрывать ни одному человеку
доступа к подобающему ему знанию. Но существует и другой, столь
же строгий закон, утверждающий, что никому не может быть выдано
ничего из тайного ведения, если он к нему не призван. И
посвященный тем совершеннее, чем строже он соблюдает оба этих
закона. Духовный союз, обнимающий всех посвященных, это не
внешний союз, но оба упомянутые закона образуют прочные скрепы,
связывающие всех входящих в состав этого союза. Ты можешь жить
в тесной дружбе с каким-нибудь посвященным, и все же ты до тех
пор будешь отделен от него, пока сам не станешь посвященным. Ты
можешь в самом широком смысле слова пользоваться расположением
и любовью посвященного, но свою тайну он доверит тебе только
тогда, когда ты для нее будешь зрел. Ты можешь льстить ему или
подвергать его пытке: ничто не заставит его выдать тебе
что-нибудь из того, что, как он знает, не должно быть тебе
выдано, ибо на этой ступени твоего развития ты еще не умеешь
правильного приема для этой тайны.
Пути, делающие человека зрелым для принятия тайны,
предуказаны совершенно точно. Их направление неугасимыми,
вечными буквами предначертано в духовных храмах, где
посвященные хранят высшие тайны. В древние времена, протекавшие
до нашей 'истории', эти храмы были видимы также и внешне;
теперь, когда наша жизнь стала столь мало духовной, их нет
больше в мире, видимом для внешнего глаза. Но духовно они
имеются всюду ; и каждый ищущий может их найти.
Только в своей собственной душе может человек найти
средства, открывающие для него уста посвященных. Он должен
развить в себе до определенной высоты некоторые качества, и
тогда могут достаться в удел ему высочайшие сокровища духа.
Некоторое основное настроение души должно послужить
началом. Тайно исследователь называет это основное настроение
путем почитания, благоговения перед истиной и познанием. Только
тот, кто обладает этим основным настроением, может сделаться
учеником тайноведения. Человек, опытный в этой области, знает
какие наклонности заметны уже в детстве у людей, становящихся
позднее учениками тайноведения. Есть дети, которые со священным
трепетом взирают к некоторым, почитаемым ими лицам. Они
испытывают перед ними благоговение, не дающее возникнуть у них
в глубочайших тайниках сердца даже какой-нибудь мысли о критике
или противоречии. Такие дети вырастают в юношей и девушек,
которые бывают рады, когда они могут взирать на что-нибудь,
достойное преклонения. Из числа подобных человеческих
характеров выходит много учеников тайноведения. Если ты
когда-нибудь стоял перед дверью почитаемого тобою человека и
испытывал при этом первом посещении священный трепет, прежде
чем нажать на ручку двери и вступить в комнату, которая
являлась для тебя 'чистилищем', то это чувство, проявившееся в
тебе в то время, может стать зерном для твоего дальнейшего
тайного ученичества. Счастье для каждого человека, если он в
юности несет в себе задатки подобных чувств. Не нужно только
думать, что эти задатки служат началом подчинения или рабства.
Детское почитание к людям становится впоследствии почитанием к
истине и к познанию. Опыт учит, что те люди лучше всего умеют
держать голову прямо, которые научились почитать там, где
почитание уместно. А уместно оно везде, где оно возникает из
глубины сердца.