на человека. В действительности, эти
страсти устремляются, конечно, наружу; они ищут предмета своего
удовлетворения во внешнем мире. Но это устремление наружу
является в отражении, как нападение на самого носителя страсти.
Если ученик прежде чем подняться к высшему созерцанию,
познает свои собственные качества посредством спокойного и
объективного самонаблюдения, в таком случае и в то мгновение,
когда его внутренний мир предстанет перед ним, как внешнее
отражение, он найдет в себе мужество и силу, чтобы правильно
отнестись к этому событию. Люди, которые недостаточно
ознакомились со своим внутренним миром посредством такого
самоиспытания, не узнают себя в своем отражении и примут
последнее за постороннюю действительность. Они испугаются этого
зрелища и, не будучи в состоянии его вынести, внушат себе, что
все это было только ни к чему ведущим порождением фантазии. В
обоих случаях человек роковым образом создал бы себе
препятствия на пути к своему высшему развитию благодаря тому,
что он вступил на известную ступень этого развития без
достаточной зрелости.
Совершенно необходимо, чтобы человек прошел через это
духовное зрелище своей собственной души если он хочет
достигнуть высшего. Ибо в своем собственном 'Я' он имеет то
духовно-душевное существо, о котором он легче всего может
составить себе суждение. Если он приобретет сначала в
физическом мире достаточное познание о своей личности, а затем
первым, что предстанет ему в высших мирах, будет образ этой
личности, тогда у него будет возможность сравнить между собой
оба эти образа. Он может сравнить высшее с тем, что ему уже
знакомо и исходить, таким образом из прочного основания. Если
бы, напротив, перед ним предстали какие-нибудь другие духовные
существа, он не мог бы вначале составить никакого суждения об
их своеобразии и сущности. Он вскоре почувствовал бы, что почва
ускользает у него из-под ног. Поэтому необходимо как можно чаще
настаивать на том, что достоверный доступ к высшим мирам - это
тот, который ведет через основательное познание и суждение о
своей собственной сущности.
Итак, на своем пути в высший мир человек встречает прежде
свои духовные образы. Ибо отвечающая этим образам
действительность находится в нем самом. Поэтому ученик должен
быть настолько зрелым, чтобы не требовать на этой ступени
грубых реальностей, а смотреть на эти образы, как на правильное
достижение. Но вскоре он узнает внутри этого мира образов нечто
совершенно новое. Его низшее 'я' предстоит перед ним лишь как
отраженная в зеркале картина, но посреди этой отраженной
картины является истинная действительность высшего 'Я'. Из
образа низшей личности начинает просвечивать облик духовного
'Я'. А только от последнего и протягиваются нити к другим
высшим духовным действительностям.
Тогда наступает момент раскрытия двух лепесткового лотоса
в области глаз. С началом его движения человек получает
возможность поставить свое высшее 'Я' в связь со стоящими выше
его духовными существами. Исходящие из этого лотоса потоки
направляются к высшим действительностям таким образом, что
человек вполне сознает соответствующие движения. Как свет
делает физические предметы видимыми для глаз, так и эти потоки
делают видимыми духовных существ высших миров. Посредством
погружения в совершенно определенные представления, сообщаемые
духовными исследованиями, ученик научается приводить в движение
потоки лотоса, находящиеся в области глаз и управлять ими.
На этой ступени развития особенно сказывается все значение
здоровой способности суждения и навык к ясному логическому
мышлению. Достаточно вспомнить, что здесь в человеке рождается
к сознательному бытию его высшее 'Я', которое до сих пор
дремало в нем в бессознательном, зачаточном состоянии. Мы имеем
здесь дело с рождением в духовном мире не только в образном, но