'Я'. - Ближайшей
задачей его будет теперь некоторым образом врасти в это высшее
'Я', т.е. действительно видеть в нем свое истинное существо и
вести себя соответственно. Все больше получает он представление
и живое чувство о том, что его физическое тело и то, что он
прежде называл своим 'я', суть только орудия высшего 'Я'. По
отношению к низшему 'я' у него возникает такое же ощущение,
которое у ограниченного чувственным миром человека бывает к
орудию или к повозке, которыми он пользуется. И как последний
не причисляет к своему 'я' той повозки, в которой он едет, хотя
бы он даже говорил 'я еду' в том же смысле, как и: 'я иду', -
так и развитый человек, говоря 'я вхожу в дверь', в
действительности имеет представление: 'я вношу в дверь свое
тело'. Но только это должно стать для него настолько
самоочевидным понятием, чтобы он ни на одно мгновение не терял
твердое почвы физического мира и чтобы никогда вследствие этого
не наступало чувство отчуждения от чувственного мира. Чтобы не
стать мечтателем или фантастом, духовный ученик должен с
помощью высшего сознания делать жизнь свою в физическом мире не
беднее, а богаче, подобно тому, как обогащает ее тот, кто
вместо ног пользуется для своего передвижения поездом железной
дороги.
Когда ученик достиг такой жизни в своем высшем 'Я' - или
даже во время приобретения высшего сознания, - ему становится
ясным, как пробудить в органе, созданном около сердца, орган
духовного восприятия и как им руководить посредством описанных
в прошлой главе токов. Этот орган восприятия состоит из более
высокой вещественности, которая исходит из упомянутого органа и
в сияющей красоте струится по движущимся цветкам лотоса, а
также и по другим каналам развитого эфирного тела. Оттуда он
сияет наружу, в окружающий духовный мир и делает его духовно
видимым, как солнечный свет делает физически видимым предметы
на которые он падает.
Каким образом в органе сердца рождается этот высший орган
восприятия - это становится понятным только постепенно, в самом
ходе развития.
Отчетливо воспринимаемым, в виде предметов и существ,
духовный мир становится собственно только для того, кто может
подобным же образом посылать этот орган восприятия сквозь свое
эфирное тело во внешний мир, чтобы освещать им предметы. -
Отсюда видно, что полное сознание о вещах духовного мира может
возникнуть только при условии, что человек сам наводит на них
свет своего духа. Однако в действительности то 'Я', которое
порождает этот орган восприятия, живет совсем не в физическом
теле человека, но, как было показано, вне его. Орган сердца это
- лишь место, где человек извне возжигает этот орган духовного
света. Если бы он возжег его не здесь, а где-нибудь в другом
месте, то вызванные им духовные восприятия не имели бы никакой
связи с физическим миром. Но человек должен все высшее,
духовное, относить именно к физическому миру и давать духовному
через себя воздействовать на последний. Орган сердца и есть
именно тот орган, посредством которого высшее 'Я' делает 'я'
чувственное своим орудием и откуда оно управляет этим
последним.
Однако ощущение, которое имеет развитый человек перед
вещами духовного мира, отлично от ощущения, свойственного
чувственному человеку перед физическим миром. Последний
чувствует себя в определенном месте чувственного мира, а
воспринимаемые им предметы - находящимися 'вне' его. Духовно же
развитый человек чувствует себя напротив, как бы соединенным с
предметом своего духовного восприятия, как бы 'внутри' его. И
он на самом деле странствует в духовном пространстве с места на
место. Поэтому на языке тайноведения его называют также
'странником'. Вначале он нигде не бывает дома. - Если бы он
остался при этом странствовании, он не мог бы действительно
определить ни одного предмета в духовном пространстве. Как в
физическом пространстве определяют предмет или место тем, что