из известной точки, также должно это происходить и в
ином мире. И там необходимо отыскать какое-либо место, которое
надо сначала подробно исследовать и духовно взять в свое
обладание. В этом месте надо основать свою духовную родину, а
затем все остальное поставить в то или иное отношение к этой
родине. Ведь и живя в физическом мире, человек видит все так,
как это влекут за собой представления его физической родины.
Берлинец невольно описывает Лондон иначе, чем парижанин.
Однако, с духовной родиной это обстоит все-таки иначе, чем с
физической. В последней человек рождается без участия со свое
стороны; в ней он инстинктивно воспринимает во время своей
юности ряд представлений, которые с тех пор невольно бросают
для него свой свет на все. Духовную же родину он с полным
сознанием образует себе сам. Поэтому исходя из нее, он и судит
с полной ясностью и свободой. - Это образование духовной родины
на языке тайноведения называется 'построением хижины'.
Духовное созерцание не этой ступени простирается прежде
всего на духовные противообразы физического мира, поскольку эти
противообразы находятся в так называемом мире астральном. В
этом мире находится все то, что по существу своему подобно
человеческим влечениям, чувствам, вожделениям и страстям. Ибо
ко всем окружающим человека чувственным вещам принадлежат также
и силы, родственные упомянутым человеческим силам. Кристалл,
например, слагается в форму под влиянием сил, которые для
высшего созерцания представляются подобными влечению,
действующему в человеке. Подобные же силы прогоняют сок по
сосудам растений, содействуют распусканию цветов и раскрытию
семенных коробочек. Все эти силы получают форму и цвет для
развитого органа духовного восприятия совершенно также, как
предметы физического мира имеют форму и цвет для физического
глаза. На описанной ступени развития ученик видит не только
кристалл и растение, но также и эти духовные силы. И он видит
животные и человеческие влечения не только благодаря
проявлениям физической жизни их обладателей, но и
непосредственно, как предметы подобно тому, как в физическом
мире он видит столы и стулья. Весь мир инстинктов, влечений и
страстей животного или человека превращается в астральное
облако, которым окутано существо или в ауру.
Далее, на этой ступени развития ясновидящий воспринимает
также и вещи, почти или совершенно ускользающие от чувственного
познания. Он может, например, заметить астральное различие
между пространством, наполненным преимущественно низменно
настроенными людьми и пространством, в котором присутствуют
люди высокого душевного строя. В больнице не только физическая,
но и духовная атмосфера иная, чем в танцевальном зале.
Торговому городу свойственен другой астральный воздух, чем
университетскому. Сперва способность восприятия таких вещей у
начинающего ясновидца будет развита очень слабо. Она будет
относиться к вышеназванным предметам так же, как сновидческое
сознание чувственного человека - к его бодрственному сознанию.
Но постепенно он пробудится вполне также и на этой ступени.
Высшее достижение ясновидца на описанной ступени
созерцания это - та, на которой ему являются активные
астральные противообразы животных и человеческих влечений и
страстей. Действие, исполненное любви, сопровождается иным
астральным явлением, чем действие, проистекающее из ненависти.
Чувственное вожделение являет кроме себя самого еще и
отвратительный астральный противообраз, ощущение же,
направленное на что-либо высокое, - напротив, прекрасный. Эти
противообразы во время физической жизни человека видимы лишь
слабо. Ибо их сила ослабевается жизнью в физическом мире.
Желание, направленное на какой-нибудь предмет, порождает,
например, в астральном мире, кроме своего собственного
отражения, еще и упомянутый противообраз. Но если желание