Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

том,

чтобы сделать их более отчетливыми и ясными. Сперва это дается

с большим трудом, так как воспоминания о них в бодрственном

состоянии остается сначала чрезвычайно слабым. Правда, при

пробуждении человек знает, что он что-то пережил, но что именно

- это остается совершенно смутным. Самое важное во время этого

начального состояния - оставаться спокойным и невозмутимым, и

ни на одно мгновение не впадать в какое-либо беспокойство и

нетерпение. Это во всяком случае принесло бы только вред.

Беспокойство и нетерпение не могут ускорить дальнейшего

развития, но неизбежно замедлят его. Надо, так сказать,

спокойно отдаться тому, что тебе дается или даруется, от всякой

насильственности надо отказаться. Если в данный момент не

удается вспомнить о переживаниях во время сна, то надо

терпеливо ждать, пока это окажется возможным. Ибо этот момент

когда-нибудь настанет. И если ученик был раньше терпелив и

спокоен, то способность воспоминания останется у него прочным

достижением, между тем как при насильственном поведении она

хотя в свое время и наступит, но затем может быть снова

совершенно утрачена и притом надолго.

Если способность воспоминания уже появилась, и переживания

сна выступают перед бодрствующим сознанием совершенно ясно и

отчетливо, тогда надо обратить внимание на следующее. Среди

этих переживаний можно различить совершенно точно два рода.

Один род переживаний покажется совершенно чужим по сравнению со

всем, что когда-либо приходилось узнавать раньше. Можно сначала

радоваться этим переживаниям; можно почерпать из них поучение;

но в остальном лучше оставить их пока, как есть. Они - первые

предвестники высшего духовного мира, в котором ученик сможет

разобраться лишь позднее. Но другой род переживаний покажет

внимательному наблюдателю известное сродство с обыкновенным

миром, в котором он живет. О чем он размышляет в жизни и что

хотел бы понять в окружающем мире, но чего он не может понять

обыкновенным рассудком, ко всему этому эти переживания во время

сна дадут ему ключ. В повседневной жизни человек размышляет о

том, что его окружает. Он составляет себе представления, чтобы

понять взаимную связь вещей. Он пытается постигнуть в понятиях

то, что воспринимают его чувства. К таким представлениям и

понятиям относятся переживания сна. То, что было раньше темным,

призрачным понятием, становится теперь чем-то полнозвучным и

живым, что можно сравнить только со звуками и словами

чувственного мира. Для человека это все более приобретает такой

характер, как если бы ему из более высокого мира нашептывались

в словах и звуках решения загадок, над которыми ему приходится

размышлять. И тогда он получает возможность связать приходящее

к нему из другого мира с обыкновенной жизнью. То, что прежде

постигалось только мысленно, становится для него теперь

переживанием столь же живым и содержательным, каким только

может быть какое-либо переживание чувственного мира. Дело в

том, что вещи и существа чувственного мира суть не только то,

чем они являются чувственному восприятию. Они - выражение и

излияние духовного мира. Этот, дотоле скрытый, мир духа звучит

теперь для духовного ученика из всего его окружающего.

Легко понять, что эта высшая способность восприятия только

тогда может стать благодетельной для человека, если в

открывшихся у него душевных чувствах все находится в порядке,

подобно тому, как и свои обыкновенные органы чувств человек

может употреблять для истинного наблюдения мира, конечно,

только тогда, если они закономерно построены. Но высшие органы

чувств человек строит себе сам посредством упражнений, которые

ему указываются при оккультном обучении. К этим упражнениям

принадлежит концентрация, т.е. направление внимания на

совершенно определенные, связанные с тайнами мира представления

и понятия. Далее, к ним принадлежит медитирование, т.е. жизнь в

подобных идеях, полное погружение в них по указанному способу.

Посредством