Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

некоторых

из так называемых 'опасностей'. Большие изменения происходят у

духовного ученика в упомянутых более тонких телах. Эти

изменения связаны с известными процессами развития главных

душевных сил, - с волей, чувством и мышлением. Перед началом

духовного обучения эти три силы находятся у человека в

совершенно определенной, управляемой высшими законами мира,

связи между собой. Человек волит, чувствует или мыслит не по

произволу. Когда в сознании всплывает, например, определенное

представление, то по естественным законам к нему присоединяется

и известное чувство, или за ним следует закономерно связанное с

ним решение воли. Человек входит в комнату, находит ее душной и

открывает окно. Он слышит свое имя и идет на зов. Его

спрашивают, и он отвечает. Он видит дурно пахнущий предмет и

испытывает чувство неудовольствия. Вот простые связи между

мышлением, чувством и волей. Но если окинуть взором

человеческую жизнь, то можно найти, что все в ней построено на

таких связях. Более того, самую жизнь человека считают

'нормальной' только тогда, когда замечают в ней подобную связь

между чувством, мышлением и волей, коренящуюся в законах

человеческой природы. И если бы человек при виде дурно

пахнущего предмета испытывал чувство удовольствия, или если бы

он не отвечал на вопросы, то в этом состоянии усмотрели бы

противоречие с законами природы. Успехи, ожидаемые от

правильного воспитания или надлежащего обучения, основаны на

предположении, что у воспитанника можно установить отвечающую

человеческой природе связь между мышлением, чувством и волей.

Если ему сообщают известные представления, то делают это в

предположении, что позднее они войдут в закономерную связь с

его чувствами и решениями воли. - Все это происходит от того,

что в более тонких душевных телах человека центры трех сил:

мышления, чувства и воли закономерно связаны между собой. И эта

связь, существующая в более тонком душевном организме,

отражается также и в грубом физическом теле. В нем органы воли

точно также находятся в известной закономерной связи с органами

мышления и чувства. Поэтому определенная мысль вызывает каждый

раз соответствующее чувство или проявление воли. - Но при более

высоком развитии человека нити, связывающие между собой три

главных силы, разрываются. Сперва этот разрыв происходит только

в описанном более тонком душевном организме; однако, при

дальнейшем восхождении, это разделение простирается и на

физическое тело. (Так, при высшем духовном развитии человека

головной мозг действительно распадается на три отдельных друг

от друга части. Конечно, это разделение таково, что оно

недоступно для обыкновенного чувственного зрения и не может

быть отмечено даже тончайшими чувственными инструментами. Но

оно тем не менее наступает, и ясновидящий в состоянии наблюдать

его. Головной мозг ясновидящего на высшей ступени разделается

на три самостоятельно действующих сущности на мозг мышления,

чувства и воли).

Органы мышления, чувствования и воления становятся тогда

совершенно независимыми друг от друга. И их сочетание

устанавливается отныне уже не присущими им самим законами, а

пробудившимся высшим сознанием самого человека. - Таково

изменение, замечаемое в себе духовным учеником. Оно состоит в

том, что не возникает больше никакой связи между представлением

и чувством или между чувством и решением воли и т.д., если

ученик сам не создает этой связи. Никакое побуждение не

заставит его перейти от мысли к действию, если он сам свободно

не вызовет в себе этого побуждения. Отныне он способен

оставаться совершенно бесчувственным перед фактом, который до

его ученичества внушал ему пламенную любовь или злейшую

ненависть; он может оставаться бездеятельным при мысли, которая

прежде как бы сама собой воодушевляла его к действию. И он

может совершать поступки из волевых решений, для которых у

людей,