некоторых
из так называемых 'опасностей'. Большие изменения происходят у
духовного ученика в упомянутых более тонких телах. Эти
изменения связаны с известными процессами развития главных
душевных сил, - с волей, чувством и мышлением. Перед началом
духовного обучения эти три силы находятся у человека в
совершенно определенной, управляемой высшими законами мира,
связи между собой. Человек волит, чувствует или мыслит не по
произволу. Когда в сознании всплывает, например, определенное
представление, то по естественным законам к нему присоединяется
и известное чувство, или за ним следует закономерно связанное с
ним решение воли. Человек входит в комнату, находит ее душной и
открывает окно. Он слышит свое имя и идет на зов. Его
спрашивают, и он отвечает. Он видит дурно пахнущий предмет и
испытывает чувство неудовольствия. Вот простые связи между
мышлением, чувством и волей. Но если окинуть взором
человеческую жизнь, то можно найти, что все в ней построено на
таких связях. Более того, самую жизнь человека считают
'нормальной' только тогда, когда замечают в ней подобную связь
между чувством, мышлением и волей, коренящуюся в законах
человеческой природы. И если бы человек при виде дурно
пахнущего предмета испытывал чувство удовольствия, или если бы
он не отвечал на вопросы, то в этом состоянии усмотрели бы
противоречие с законами природы. Успехи, ожидаемые от
правильного воспитания или надлежащего обучения, основаны на
предположении, что у воспитанника можно установить отвечающую
человеческой природе связь между мышлением, чувством и волей.
Если ему сообщают известные представления, то делают это в
предположении, что позднее они войдут в закономерную связь с
его чувствами и решениями воли. - Все это происходит от того,
что в более тонких душевных телах человека центры трех сил:
мышления, чувства и воли закономерно связаны между собой. И эта
связь, существующая в более тонком душевном организме,
отражается также и в грубом физическом теле. В нем органы воли
точно также находятся в известной закономерной связи с органами
мышления и чувства. Поэтому определенная мысль вызывает каждый
раз соответствующее чувство или проявление воли. - Но при более
высоком развитии человека нити, связывающие между собой три
главных силы, разрываются. Сперва этот разрыв происходит только
в описанном более тонком душевном организме; однако, при
дальнейшем восхождении, это разделение простирается и на
физическое тело. (Так, при высшем духовном развитии человека
головной мозг действительно распадается на три отдельных друг
от друга части. Конечно, это разделение таково, что оно
недоступно для обыкновенного чувственного зрения и не может
быть отмечено даже тончайшими чувственными инструментами. Но
оно тем не менее наступает, и ясновидящий в состоянии наблюдать
его. Головной мозг ясновидящего на высшей ступени разделается
на три самостоятельно действующих сущности на мозг мышления,
чувства и воли).
Органы мышления, чувствования и воления становятся тогда
совершенно независимыми друг от друга. И их сочетание
устанавливается отныне уже не присущими им самим законами, а
пробудившимся высшим сознанием самого человека. - Таково
изменение, замечаемое в себе духовным учеником. Оно состоит в
том, что не возникает больше никакой связи между представлением
и чувством или между чувством и решением воли и т.д., если
ученик сам не создает этой связи. Никакое побуждение не
заставит его перейти от мысли к действию, если он сам свободно
не вызовет в себе этого побуждения. Отныне он способен
оставаться совершенно бесчувственным перед фактом, который до
его ученичества внушал ему пламенную любовь или злейшую
ненависть; он может оставаться бездеятельным при мысли, которая
прежде как бы сама собой воодушевляла его к действию. И он
может совершать поступки из волевых решений, для которых у