не прошедших через духовное обучение, не оказалось бы ни
малейшего повода. Великое завоевание духовного ученика состоит
в том, что он достигает совершенного господства над
взаимодействием этих трех душевных сил; но зато это
взаимодействие ложится вполне на его собственную
ответственность.
Только благодаря такому превращению собственного существа
человек получает возможность вступить в сознательное общение с
известными сверхчувственными силами и существами. Ибо его
собственные душевные силы находятся в определенном сродстве с
известными основными силами мира. Так, например, сила,
заложенная в воле, способна воздействовать на определенные вещи
и существа высшего мира, а также воспринимать их. Но она может
делать это, только освободившись от своей связи внутри души с
чувством и мышлением. Как скоро эта связь прекратилась,
наступает действие воли наружу. То же самое относится и к силам
мышления и чувства. Если кто-нибудь посылает мне чувство
ненависти, то ясновидец видит это, как тонкое световое облако
определенной окраски. И ясновидец может отклонить это чувство
ненависти также, как чувственный человек отклоняет направленный
на него физический удар. Но ясновидящий может воспринимать ее
только благодаря тому, что он в состоянии посылать наружу силу,
заложенную в его чувстве, подобно тому, как чувственный человек
направляет наружу восприимчивость своего глаза. И как с
ненавистью, так же происходит это и с другими, гораздо более
значительными фактами чувственного мира. Человек может вступать
с ними в сознательное общение путем освобождения основных сил
своей души.
Но благодаря описанному разделению сил мышления,
чувствования и воления, при несоблюдении предписаний духовной
науки, возможно троякое отклонение в ходе развития человека.
Отклонение это может наступить в том случае, если связывающие
пути будут разрушены прежде чем высшее сознание с его познанием
достигает способности правильно управлять браздами,
устанавливающими свободное, гармоничное взаимодействие
разъединенных сил. - Ибо обыкновенно все три основных силы
человека в данный период его жизни не одинаково уходят вперед в
своем развитии. У одного человека мышление опережает чувство и
волю, у другого - какая-нибудь другая сила имеет верх над
остальными. Но пока между силами сохраняется установленные
высшими мировыми законами связь, до тех пор преобладание одной
из них не может вызвать никакой, в более высоком смысле, помехи
или неправильности. У волевого человека, например, благодаря
этим законам мышление и чувство действуют все же
уравновешивающим образом и препятствуют преобладающей воле
впадать в чрезмерные крайности. Но когда такой волевой человек
вступает на путь ученичества, тогда совершенно прекращается
закономерное влияние чувства и мышления на волю,
беспрепятственно побуждающую его к безмерным проявлениям своих
сил. Если тогда человек окажется недостаточно развит, в смысле
совершенного обладания высшим сознанием так, чтобы быть в
состоянии самому устанавливать гармонию, то воля направится
своим собственным безудержным путем. Она будет постоянно
пересиливать человека. Чувство и мышление впадут в полное
бессилие; господствующая человеком воля будет погонять им, как
рабом. Возникает деспотическая натура, переходящая от одного
необузданного поступка к другому. - Второе уклонение возникает
тогда, когда таким же безмерным образом освобождается от
закономерных уз способность чувства. Личность склонная к
почитанию может в таком случае подпасть в безграничную
зависимость от других, вплоть до потери всякой собственной воли
и мысли. И тогда, вместо высшего познания ее уделом явится
самое жалкое опустошение и бессилие. - Или может случиться при
таком преобладании чувства, натура, склонная к благоговению и
религиозному подъему, впадет в совершенно поглощающую ее