форме следует
представлять себе не как что-то символическое, а как в высшей
степени действительное переживание духовного ученика. (Из
вышесказанного ясно, что описанный 'Страж порога', это -
астральный образ, который открывается пробуждающемуся высшему
зрению духовного ученика. К этой сверхчувственной встрече и
ведет тайноведение. Приемы низшей магии приводят к тому, чтобы
сделать 'Стража порога' видимым и для чувственного зрения. Это
достигается образованием облака из какого-нибудь тонкого
вещества, например, из курения, составленного из нескольких
веществ в определенном смешении; своей развитой силой маг
бывает тогда в состоянии воздействовать на облако курения,
придавая ему определенную форму и оживляя вещество его еще
непогашенной кармой человека. - Кто достаточно подготовлен для
более высокого видения, тот уже не нуждается в подобном
чувственном созерцании; надо заметить, что если бы перед
глазами человека без достаточной подготовки, выступила его еще
не погашенная карма, в виде чувственно-живого существа, то он
подвергся бы опасности впасть в худые заблуждения. В книге
Бульвеза 'Занони' дано романтическое изображение такого 'Стража
порога'.)
Страж должен предостеречь его, чтобы он не шел дальше,
если не чувствует в себе силы удовлетворять требованиям,
заключенным в этом обращении. Как ни ужасен образ стража, он -
лишь результат прошлой жизни самого ученика, лишь его
собственный характер, пробужденный к самостоятельной жизни вне
его. И это пробуждение происходит благодаря распадению связи
между волей, мышлением и чувством. Уже одно то, что человек
впервые чувствует себя творцом духовного существа, представляет
собой переживание, имеющее глубочайший смысл. - Теперь
подготовка ученика быть направлена на то, чтобы без всякого
страха выдержать ужасное зрелище и в момент встречи
почувствовать свою силу действительно настолько возросшей,
чтобы мочь совершенно сознательно взять на себя преобразование
'Стража'.
Последствием счастливо перенесенной встречи со 'Стражем
порога' является то, что ближайшую затем физическую смерть
духовный ученик переносит совсем иначе, как совершенно иное
событие, чем все его прежние смерти. Он сознательно переживает
умирание и сбрасывает физическое тело, как скидывают изношенное
или, может быть внезапно разорвавшееся и ставшим потому
негодным платье. Тогда эта его физическая смерть является, так
сказать, чем-то значительным только для других, которые живут
вместе с ним и в своих восприятиях еще всецело ограничены
чувственным миром. Для них ученик 'умирает'. Но для него самого
не происходит вокруг него никакой значительной перемены. Весь
сверхъестественный мир, в который он вступил, стоял перед ним
таким и после смерти и тот же самый мир будет стоять перед ним
и после смерти. - Но 'Страж порога' связан еще и с другим.
Человек принадлежит к семье, народу, расе; его деятельность в
этом мире зависит от его принадлежности к таким совокупным
группам. В связи с этим стоит также его личный характер. И
сознательная деятельность отдельных людей представляет собой
еще далеко не все, с чем приходится считаться, имея дело с
семьей, племенем, народом, расой. Существует семейная, народная
и т.д. судьба, как существует семейный, расовый и т.д.
характер. Для человека, ограниченного восприятиями чувств, эти
вещи остаются общими понятиями и материалистический мыслитель,
связанный своими предрассудками, свысока бросает на тайноведа
презрительный взгляд, узнав, что для него характер какой-нибудь
семьи или народа, судьба племени или расы отвечают
действительным существам в такой же мере, как характер и судьба
отдельного человека отвечает действительной личности. Ибо
тайновед знакомится с высшими мирами, в состав которых
отдельные личности входят совершенно так же, как руки, ноги и