Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

таким образом на свое существо,

каким он сам построил его в прошлом, он принужден сказать себе:

я ношу в себе элементы отмирающего мира. Они работают во мне и

лишь постепенно я могу сломить их власть при помощи вновь

оживающих бессмертных сил. Так от смерти к жизни идет путь

человека. Если бы в своей смертный час он мог в полном сознании

говорить с собою, он должен был бы сказать себе: 'Умирающее

было моим учителем. То, что я умираю, есть последствие всего

прошлого с которым я тесно связан. Но поле смертного взрастило

во мне зачатки к бессмертному. Их я уношу с собою в иной мир.

Если бы все сводилось только к прошлому, то я вообще никогда не

мог бы родиться. Жизнь прошлого закончена с рождением. Новым

зачатком жизнь в чувственном мире отвоевана у всеобщей смерти.

Время между рождением и смертью есть лишь выражение того, как

много новая жизнь смогла отвоевать у отмирающего прошлого. И

болезнь есть только продолжающееся действие отмирающих частей

этого прошлого'.

Из всего этого получается ответ на вопрос: почему человек

лишь постепенно, из заблуждения и несовершенства,

прорабатывается к истине и добру. Его поступки, чувства и мысли

находятся сначала под властью преходящего и отмирающего. Из

преходящего образованы его чувственно-физические органы.

Поэтому сами эти органы и все что первоначально побуждает их к

деятельности, обречено на прехождение. Не инстинкты, влечения,

страсти и т.д., и принадлежащие к ним органы представляют собой

непреходящее, но непреходящим становится лишь то, что является

результатом деятельности этих органов. Только выработав сначала

из преходящего все, что из него следует выработать, человек

сможет сбросить с себя ту основу, из которой он вырос, и

которая находит свое выражение в физически-чувственном мире.

Таким образом 'Страж порога' представляет собой подобие

человека в его двойственной природе, смешанной из преходящего и

непреходящего. И на нем можно ясно видеть, чего еще недостает

для достижения того светлого образа, который сможет вновь

обитать в чистом, духовном мире. Степень опутанности человека

физически-чувственной природой становится для него наглядной

благодаря 'Стражу порога'. Эта опутанность выражается прежде

всего в наличности инстинктов, влечений, вожделений,

эгоистических желаний, во всех видах своекорыстия и т.д. Затем

она выражается в принадлежности к расе, народу и т.д. Ибо

народы и расы суть только различные ступени развития на пути к

чистому человечеству. Раса или народ стоит тем выше, чем

совершеннее их представители выражают собой чистый, идеальный

тип человечества, чем больше они проработались от

физически-преходящего к сверхчувственно-непреходящему. Поэтому

развитие человека путем перевоплощений во все более

высокостоящие народные и расовые формы есть процесс

освобождения. В конце человек должен явиться в своем

гармоническом совершенстве. - Подобным же образом

совершенствованием является также и прохождение через все более

чистые формы нравственных и религиозных воззрений. Ибо,

например, всякая нравственная ступень все еще содержит в себе

стремление к преходящему наряду с идеалистическими зародышами

будущего.

Но в описанном 'Страже порога' надо видеть лишь результат

протекших перемен. Из зародышей будущего в нем содержится

только то, что было воткано в него в эти протекшие времена. Но

человеку надлежит принести с собой в будущий сверхчувственный

мир все, что он может извлечь из чувственного мира. Если бы он

захотел принести с собой только то, что было воткано в его

двойник из прошлых времен, то он исполнил бы свою земную задачу

лишь отчасти. Поэтому к 'Малому Стражу порога', по истечении

некоторого времени, присоединяется еще 'Великий'. Представим

опять в повествовательной форме то, что происходит при встрече

с этим вторым 'Стражем порога'.

После того, как человек узнал, от чего ему следует

освободиться,