особенным образом. Есть
люди, которые самым честным образом хотели бы иметь переживания
сновидения. Но они с самого начала создают себе совершенно
определенное представление о том, каковы должны быть эти
переживания, чтобы они могли признать их за подлинные. И вот
наступают действительные переживания; но они проскальзывают
мимо, встреченные без интереса, оттого что они не таковы,
какими люди представили их себе.
При ясновидении, вызванном произвольно, во время
внутренней деятельности души наступает однажды мгновение, когда
знаешь: вот сейчас душа переживает нечто, чего она не
переживала доселе.
Переживание это не какое-нибудь определенное, но общее
чувство, что перед тобой не чувственный внешний мир, что ты не
в нем, но однако и не в себе, как это бывает в обыкновенной
душевной жизни. Внутреннее и внешнее переживание сливаются
воедино, в одно чувство жизни, которое было дотоле неизвестно
душе, но о котором она знает, что не могла бы иметь его, если
бы только внешними чувствами жила с внешним миром или если бы
жила только в своих обычных ощущениях и представлениях памяти.
Далее чувствуешь, что в это душевное состояние вкрадывается
нечто из доселе неведомого мира. Но не можешь найти
представления для этого неведомого. Тем, кто это переживает,
овладевает чувство, как если бы препятствие представить себе
то, что просится в душу, заключалось в его
чувственно-физическом теле. Если же продолжать делать вновь и
вновь внутренние душевные усилия, то через некоторое время
почувствуешь себя победителем над сопротивлением своего тела.
Физический аппарат рассудка до сих пор был приспособлен только
к созданию представлений, примыкающих к переживаниям
чувственного мира. Вначале он неспособен возвысить до
представления то, что хочет открыться из мира
сверхчувственного. Его надо сначала проработать, чтобы он стал
на это способен. Как вокруг ребенка развертывается внешний мир,
но его аппарат рассудка должен быть предварительно подготовлен
переживанием этого внешнего мира, чтобы суметь создавать себе
представления об окружающем; так и человек вообще не в
состоянии представить себе сверхчувственный мир. То же самое,
что происходит в ребенке, но на более высокой ступени
производит и ясновидящий над своим аппаратом представления. Он
предоставляет своим укрепленным мыслям действовать на этот
аппарат. Тем самым последний постепенно преобразуется. Он
становится в силах ввести сверхчувственный мир в жизнь
представлений. Чувствуешь, как внутренней душевной
деятельностью действуешь созидательно на свое собственное тело.
Сначала оно сказывается как тяжелое противодействие душевной
жизни, чувствуешь его в себе как какой-то чуждый предмет. Потом
замечаешь, как оно все больше приспособляется к переживанию
души. Прежде чем душа сможет увидеть сверхчувственный мир, тело
должно стать неощутимым. Если таким образом достигнуто
произвольное ясновидение души, то, как общее правило, это
состояние может всегда быть вызвано снова при сосредоточении на
какой-нибудь мысли, которую можешь особенно сильно пережить в
себе. Следствием отдачи себя таким мыслям будет наступление
ясновидения. Сначала не будешь еще в состоянии увидеть то
вполне определенное, что хочешь видеть. В душевную жизнь будут
вмешиваться сверхчувственные вещи и события, которые никоим
образом не готовился увидеть и которые как таковые вовсе не
хотел вызвать. Однако при дальнейшем внутреннем напряжении
удается направить духовный взгляд на те предметы, которые
намереваешься узнать. Как стараешься вызвать в памяти забытое
переживание тем, что вызывает а душе родственное ему, так и,
будучи ясновидящим, можно исходить из переживания, о котором
имеешь основание думать, что оно находится в связи с искомым.
Если интенсивно отдаваться уже знакомому, то часто через