заблуждений.
Заблуждение мысленное устраняется, когда на место неверной
мысли ставят верную. Пережитое заблуждение стало частью самой
душевной жизни; ты теперь сам -- заблуждение; нельзя его просто
исправить, потому что можно думать как угодно, а оно здесь, оно
часть действительности, и притом твоей собственной
действительности. Такое переживание содержит в себе нечто
уничтожающее для твоей собственной сущности. Ощущаешь, как твое
внутреннее мучительно отталкивается всем тем, чего страстно
желаешь. Эта боль, ощущаемая на известной ступени душевного
странствия, далеко превосходит все то, что можно испытать как
боль в мире внешних чувств. И поэтому может она также
возвыситься над всем, что было достигнуто предшествовавшей
душевной жизнью. Она может иметь в себе нечто оглушающее. Душа
стоит перед чутким вопросом: откуда мне взять силы, чтобы
вынести то, что на меня возложено. И она должна найти эти силы
в своей собственной жизни. Они состоят в том, что можно назвать
внутренним мужеством, внутренним бесстрашием.
Чтобы подвинуться теперь дальше в душевном странствии,
надо быть приведенным к тому, чтобы изнутри раскрылись такие
силы выносить свои переживания, которые бы давали внутреннее
мужество и внутреннее бесстрашие, каких вовсе не надо для жизни
в теле внешних чувств. Такие силы получаются только через
истинное самопознание. Только на этой ступени развития в
сущности видишь, как мало до сих пор действительно знал о себе.
Отдавался внутреннему переживанию, не рассматривая его так, как
рассматриваешь часть внешнего мира. Но благодаря тем шагам,
которые привели к способности переживать вне тела, получаются
особые средства к самопознанию. Научаешься до некоторой степени
смотреть на себя с той точки зрения, которая появляется, только
когда находишься вне чувственного тела. И описанное удручающее
чувство само уже есть начало истинного самопознания.
Переживание себя в заблуждении в своем отношении к внешнему
миру показывает собственную душевную сущность, какова она в
действительности.
В природе человеческой души -- ощущать такое открытие о
себе самом, как нечто мучительное. Только когда почувствуешь
эту муку, узнаешь, как сильно вполне понятное само по себе
желание считать себя, каков ты есть, за человека ценного,
значительного. Пусть кажется безобразным, что это так; надо
свободно стать лицом к лицу с этим безобразием самого себя.
Раньше ты не чувствовал этого безобразия по той именно причине,
что никогда не проникал действительно своим сознанием в
собственное существо. Только в такое мгновение впервые
замечаешь, как любишь в себе то, что теперь приходится ощущать
как безобразное. Могущество себялюбия является в полном своем
размере. И в то же время сказывается, как мало бываешь склонен
отбросить это себялюбие. Когда речь идет о свойствах души,
касающихся обычной жизни, отношения к другим людям, и тогда уже
трудность бывает достаточно велика. Через истинное самопознание
узнаешь, например, следующее: ты думал доселе, что относился к
какому-нибудь человеку доброжелательно, а на самом деле питал к
нему скрытую в глубинах души зависть или ненависть или подобное
им. Признаешь, что эти не обнаруживавшиеся до сих пор чувства
захотят наверное когда-нибудь выявиться. И становится ясным,
что было бы совершенно поверхностным сказать себе: вот ты
теперь узнал, как обстоит у тебя дело, так уничтожь же в себе
зависть и ненависть. Но обнаруживаешь, что при всех этих мыслях
окажешься некогда наверно весьма слабым, когда жажда
удовлетворить ненависть, изжить зависть вырвется из души с как
бы природной мощью. Такие особые самопознания являются у того
или другого человека в зависимости от особого склада его
душевного существа. Они возникают, когда наступает переживание
вне тела внешних чувств, ибо именно тогда самопознание
становится истинным и, не может быть больше затемнено желанием