Рудольф Штайнер

Путь к самопознанию человека в восьми медитациях

которые

испытанное им бессилие наложит на все его душевное бытие.

Предстоящее заключается в том, чтобы человек сделал себя

способным отбросить при вступлении в сверхчувственный мир все

то, что он в обыкновенной жизни ощущает как сильнейшую правду,

и устроиться так, чтобы ощущать вещи и судить о них по-иному.

Но ему должно быть также ясным, что, когда он будет снова в

мире внешних чувств, он снова должен будет пользоваться и тем

родом ощущений и суждений, которые годны для этого мира. Он

должен научиться не только жить в двух мирах, но и жить в обоих

мирах совершенно различно. Находясь обычно в мире внешних

чувств и рассудка, он не должен наносить ущерба здравому

суждению по той причине, что в другом мире он вынужден

применять другой род суждений.

Трудно для человеческого существа занять такое положение.

Эта способность достигается продолжительным, энергичным и

терпеливым укреплением душевной жизни. Кто приобретает этот

опыт у порога, тот ощущает, что для обыкновенной душевной жизни

человека -- благодеяние не быть доведенным до этого порога.

Ощущения, возникающие в нем, таковы, что нельзя думать об этом

благодеянии иначе, как о чем-то приходящем от некоего властного

существа, защищающего человека от опасности пережить у порога

ужасы самоуничтожения. За внешним миром, который дан обычной

жизни, сокрыт иной. У порога его стоит строгий страж, действием

которого является то, что человек ничего не узнает из законов

сверхчувственного мира. Ибо все сомнения, всякую неуверенность

относительно этого мира все же легче перенести, чем созерцание

того, что надо отбросить, если хочешь в него вступить.

Человек остается защищенным от, описанных переживаний,

пока сам не, подойдет к этому порогу. То, что он слышит

рассказы о таких переживаниях тех, которые подошли к этому

порогу или переступили его, ничего не меняет в его

защищенности. Напротив, воспринятое им так может послужить ему

в хорошем смысле, когда он подойдет к порогу. В этом случае,

как и во многих других, дело может быть выполнено лучше, если

человек мог заранее составить себе о нем представление, чем

если он о нем ничего не знал. В том же, что странник в

сверхчувственном мире должен приобрести в смысле самопознания,

ничто не изменится от такого предварительного знания. Поэтому

утверждение некоторых ясновидящих или лиц, близко знакомых с

сущностью ясновидения, что об этих вещах вообще не надо

говорить в кругу людей, не стоящих непосредственно. перед

решением проникнуть в сверхчувственный мир, не соответствует

действительности. Мы живем теперь в такое время, когда люди все

более должны ознакомляться с сущностью сверхчувственного мира,

если они хотят душевно быть на высоте требований жизни.

Распространение сверхчувственных познаний, вместе с тем и

познаний о страже порога принадлежит к задачам настоящего и

ближайшего будущего.


ПЯТАЯ МЕДИТАЦИЯ

Медитирующий пытается составить представление об

'астральном теле'

Когда стихийным телом переживаешь сверхчувственный внешний

мир, то бываешь менее отделен от последнего, чем при

переживании в теле внешних чувств -- от своей физической среды.

И все же к этому сверхчувственному внешнему миру ты имеешь

отношение, которое можешь выразить, говоря, что снизал с собой

известные составные части стихийного мира, как некое особое

стихийное тело, подобно тому как в физическом теле несешь на

себе веществам силы внешнего физического мира. Что это --

именно так замечаешь, когда хочешь вне своего чувственного тела

ориентироваться в мире сверхчувственном. Может случиться,

что-перед тобой будет какое-нибудь событие или существо

сверхчувственной мира. Оно может быть здесь; его можно видеть;

но не знаешь, что оно такое. Если ты достаточно силен, то

можешь прогнать его; но тем лишь, что энергичным воспоминанием

о своем опыте в чувственном мире вновь возвратишься к