Рудольф Штайнер

Путь к самопознанию человека в восьми медитациях

/>

последнему; но нельзя, оставаясь в сверхчувственном мире,

сравнивать увиденное существо или событие с Другими. Только так

можно было бы осведомиться о том, что означает виденное.

Созерцание сверхчувственного мира может таким образом

ограничиться тем, что воспринимаешь единичные вещи, но не

можешь свободно переходить от одного к другому. Чувствуешь себя

тогда прикованным к единичному.

Теперь можно искать причину этого ограничения. Найти ее

возможно будет только, когда путем дальнейшего внутреннего

развития, которое еще больше укрепит душевную жизнь, достигнешь

того, что в каком-нибудь известном случае этого ограничения

более не станет. Но тогда узнаешь, что причина, почему не мог

переходить от одного виденного к другому, заложена в

собственной душе. Познаешь, что созерцание сверхчувственного

мира отличается от восприятия чувственного мира еще тем, что в

последнем, например, при правильно работающих глазах, можно

видеть все видимое. Если видишь одно, то можешь тем же глазом

видеть и другое. Не так в сверхчувственном мире.

Сверхчувственный орган восприятия в стихийном теле может быть

развит так, что сделает возможным переживание того или иного

события; но чтобы увидеть другое, надо сначала опять-таки

особенно развить этот орган. Такое развитие сопровождается

ощущением как бы пробуждения органа для определенной части

сверхчувственного мира. Чувствуешь, что стихийное тело

находится по отношению к сверхчувственному миру в состоянии как

бы некоторого сна, и как если бы каждой единичной вещи еще

должно было пробудить его. Можно, действительно, говорить о сне

и бодрствовании в стихийном мире. Но только для этого мира сон

и бодрствование не суть переменного состояния, как то бывает в

жизни в пределах мира внешних чувств. Они пребывают в человеке

как состояния одновременно. Пока человек не приобрел

способности переживать что-либо своим стихийным телом, это тело

спит. Человек всегда носит в себе это тело, но спящим. С

укреплением душевной жизни начинается пробуждение, но сначала

только одной части этого тела. Все больше вживаешься в этот

стихийный мир, пробуждая все большие и большие области своего

собственного стихийного существа.

Этому пробуждению души ничто не может помочь в самом

стихийном мире. Сколько бы ты ни мог уже видеть, увиденное не

способствует нисколько тому, что можно было увидеть и другое.

Свободное движение в сверхчувственном мире душа не может

приобрести ничем из того, что можно найти в стихийной среде.

Если продолжать упражнения в укреплении души, то приобретаешь

для известных областей все в большей и большей степени эту

подвижность. Благодаря всему этому замечаешь в себе нечто, что

не принадлежит к стихийному миру, но что открываешь в самом

себе при переживании этого мира. Застаешь себя в

сверхчувственном мире отдельным существом, которое является как

бы руководителем своего стихийного тела, как бы господином его,

постепенно пробуждающим это тело к сверхчувственному сознанию.

Когда достигнешь этого, душу охватывает невыразимое

чувство одиночества. Видишь себя в простирающемся во все

стороны стихийном мире; только одного себя видишь посреди

бесконечных стихийных просторов, как существо, которое не может

нигде увидеть себе подобного. Этим не сказано, что всякое

развитие ясновидения ведет к этому жуткому одиночеству; но кто

сознательно своей собственной силой усваивает себе душевную

крепость, тот прилет к этому. И кто следует учителю, дающему

ему шаг за шагом указания. Чтобы подвинуться вперед в развитии,

тот, быть может, не скоро, но когда-нибудь все-таки узнает, что

учитель предоставил его самому себе. Он сначала почувствует,

что покинут им и предоставлен одиночеству в стихийном мире.

Впоследствии лишь узнает он, что учитель мудро обращался с ним,

что он должен был предоставить его самому себе, когда явилась

необходимость такой самостоятельности.