последнему; но нельзя, оставаясь в сверхчувственном мире,
сравнивать увиденное существо или событие с Другими. Только так
можно было бы осведомиться о том, что означает виденное.
Созерцание сверхчувственного мира может таким образом
ограничиться тем, что воспринимаешь единичные вещи, но не
можешь свободно переходить от одного к другому. Чувствуешь себя
тогда прикованным к единичному.
Теперь можно искать причину этого ограничения. Найти ее
возможно будет только, когда путем дальнейшего внутреннего
развития, которое еще больше укрепит душевную жизнь, достигнешь
того, что в каком-нибудь известном случае этого ограничения
более не станет. Но тогда узнаешь, что причина, почему не мог
переходить от одного виденного к другому, заложена в
собственной душе. Познаешь, что созерцание сверхчувственного
мира отличается от восприятия чувственного мира еще тем, что в
последнем, например, при правильно работающих глазах, можно
видеть все видимое. Если видишь одно, то можешь тем же глазом
видеть и другое. Не так в сверхчувственном мире.
Сверхчувственный орган восприятия в стихийном теле может быть
развит так, что сделает возможным переживание того или иного
события; но чтобы увидеть другое, надо сначала опять-таки
особенно развить этот орган. Такое развитие сопровождается
ощущением как бы пробуждения органа для определенной части
сверхчувственного мира. Чувствуешь, что стихийное тело
находится по отношению к сверхчувственному миру в состоянии как
бы некоторого сна, и как если бы каждой единичной вещи еще
должно было пробудить его. Можно, действительно, говорить о сне
и бодрствовании в стихийном мире. Но только для этого мира сон
и бодрствование не суть переменного состояния, как то бывает в
жизни в пределах мира внешних чувств. Они пребывают в человеке
как состояния одновременно. Пока человек не приобрел
способности переживать что-либо своим стихийным телом, это тело
спит. Человек всегда носит в себе это тело, но спящим. С
укреплением душевной жизни начинается пробуждение, но сначала
только одной части этого тела. Все больше вживаешься в этот
стихийный мир, пробуждая все большие и большие области своего
собственного стихийного существа.
Этому пробуждению души ничто не может помочь в самом
стихийном мире. Сколько бы ты ни мог уже видеть, увиденное не
способствует нисколько тому, что можно было увидеть и другое.
Свободное движение в сверхчувственном мире душа не может
приобрести ничем из того, что можно найти в стихийной среде.
Если продолжать упражнения в укреплении души, то приобретаешь
для известных областей все в большей и большей степени эту
подвижность. Благодаря всему этому замечаешь в себе нечто, что
не принадлежит к стихийному миру, но что открываешь в самом
себе при переживании этого мира. Застаешь себя в
сверхчувственном мире отдельным существом, которое является как
бы руководителем своего стихийного тела, как бы господином его,
постепенно пробуждающим это тело к сверхчувственному сознанию.
Когда достигнешь этого, душу охватывает невыразимое
чувство одиночества. Видишь себя в простирающемся во все
стороны стихийном мире; только одного себя видишь посреди
бесконечных стихийных просторов, как существо, которое не может
нигде увидеть себе подобного. Этим не сказано, что всякое
развитие ясновидения ведет к этому жуткому одиночеству; но кто
сознательно своей собственной силой усваивает себе душевную
крепость, тот прилет к этому. И кто следует учителю, дающему
ему шаг за шагом указания. Чтобы подвинуться вперед в развитии,
тот, быть может, не скоро, но когда-нибудь все-таки узнает, что
учитель предоставил его самому себе. Он сначала почувствует,
что покинут им и предоставлен одиночеству в стихийном мире.
Впоследствии лишь узнает он, что учитель мудро обращался с ним,
что он должен был предоставить его самому себе, когда явилась