сначала и избегала его, впоследствии все
же ему отдастся. Ибо сколько бы человек ни узнал о
сверхчувственном, отправляясь от иной исходной точки, твердую
почву под ногами можно приобрести только через размышления
такого рода, как нижеследующее.
В жизни души могут настать мгновения, когда она говорит
сама себе так: ты должна быть в состоянии устраниться от всего,
что может дать тебе внешний мир, если ты не хочешь быть
вынужденной к признанию, с которым нельзя дальше жить, а
именно, что ты лишь само себя изживающее противоречие. То, что
ты воспринимаешь вовне, существует без тебя; оно было без тебя
и будет без тебя. Зачем краски ощущаются в тебе, если твое
ощущение может не иметь для них никакого значения? Зачем
вещества и силы внешнего мира строят твое тело? Оно оживляется
для твоего внешнего явления. Внешний мир, слагаясь, образует
тебя. Ты замечаешь, что нуждаешься в этом теле. Ибо помимо
внешних чувств, которые оно одно может создать тебе, ты прежде
всего ничего не мог бы пережить в себе. Каков ты сейчас, ты был
бы пуст без твоего тела. Оно дает тебе внутреннюю полноту и
содержание. И тогда могут возникнуть все те размышления, без
которых не может обойтись человеческое бытие, если оно не хочет
в известные наступающие для каждого человека времена вступить в
невыносимое противоречие с самим собой. Это тело живет так, что
является теперь выражением душевного переживания. Процессы его
такого рода, что душа живет им и в нем себя переживает.
Настанет время, когда это будет иначе. Своевременно то, что
живет в теле, будет подчинено совсем другим законам, чем
теперь, когда все протекает для меня, для моего душевного
переживания. Оно будет подчинено тем законам, по которым
вещества и силы обращаются во внешней природе, заказцам, не
имеющим больше отношения ко мне и к моей жизни. Тело, которому
я обязан, моим душевным переживанием, будет принято в общий
круговорот мира и не будет иметь ничего общего со всем тем, что
я переживаю в себе.
Такое размышление может вызвать во внутреннем переживании
все ужасы мысли о смерти. Чисто личные чувства, которые обычно
бывают связаны в душе с этой мыслью, действуют так, что при них
не легко устанавливается то спокойное, невозмутимое настроение,
которое необходимо при познавательном размышлении. Более чем
понятно, что человек ищет знания о смерти и о какой-нибудь
жизни души независимо от разложения тела. То положение, которое
он занимает по отношению к вопросам, о которых здесь идет речь,
способно больше, чем что-либо иное в мире, помрачить
объективный взгляд и заставить принять ответы, подсказанные
желанием. Но ни о чем нельзя приобрести в духовной области
истинного познания, если не будешь, как совершенно
непричастный, принимать так же охотно 'нет', как и 'да'. И
стоит только добросовестно заглянуть в себя, чтобы стало
совершенно ясно, что сознание, будто со смертью тела угасает и
душевная жизнь, ты не принял бы с тем же спокойствием, как то,
которое говорит о продолжении существования души после смерти.
Конечно, есть люди, которые вполне честно верят в уничтожение
души вместе с прекращением телесной жизни и которые с этой
мыслью устраивают свою жизнь. Однако и о них можно сказать, что
в чувствах своих они отнюдь не беспристрастно относятся к этой
мысли. Разумеется, они не допускают ужасам уничтожения увлечь
их до того, чтобы желание, которое стремится к продолжению
жизни, пересилило в них доводы убедительного для них познания.
Поскольку и представления таких людей бывают часто более
объективны, чем представления тех, которые, не ведая того,
морочат себя или позволяют морочить себя доводами в пользу
продолжения жизни по той причине, что в тайниках их души горит
желание такого продолжения. Однако и у отрицающих бессмертие
предвзятость бывает не менее значительна. Она только иного
рода. Между ними есть такие, которые создают себе известное