достигаешь
того, что говоришь: как ты работал над собой в то время, когда
сознание твое уже пробудилось, так же работал ты над собой и
тогда, когда твое теперешнее сознание еще не пробуждалось.
Такая проработка себя до 'существа я' высшего порядка в обычном
'я' не только приводит к тому, что можешь себе сказать: я
приведен моей мыслью к теоретическому измышлению этого 'я'
высшего порядка, -- но она приводит к тому, что чувствуешь в
себе:живое действие этого 'я' в его действительности как некую
силу, а обычное 'я' ощущаешь в себе как создание этого иного.
Это чувство -- истинное начало зрения духовного существа души.
И когда оно ни к чему не ведет, то это зависит лишь от того,
что началом этим и ограничиваются. Это начало может быть едва
заметным, смутным ощущением. Быть может, оно долго будет таким.
Но если упорно и с силой продолжать делать то, что привело к
этому началу, то доведешь это в конце концов до глаз души как
некоего духовного существа. И достигший такого зрения находит
вполне понятным, когда кто-нибудь, не имеющий в этой области
никакого опыта, говорит, будто тот, кто думает, что видит
таковое, довел себя только путем душевных ухищрений до
воображения -- самовнушения -- этого высшего 'я'. Но
вооруженный таким зрением знает, что такое возражение может
проистекать только от этого недостатка в опыте. Ибо кто строго
проходит описанное, тот приобретает вместе с тем способность
отличать свои воображения от реальностей. Внутренние
переживания и деятельность, необходимые в подобном странствии
души, если оно правильно, приводят к применению строжайшей
осторожности по отношению к себе в том, что касается
воображения и действительности. Если стремиться целесообразно к
переживанию себя в высшем 'я', как некоего духовного существа,
то главное переживание увидишь в том, что было охарактеризовано
в начале этой медитации, а то, что было приведено на втором
месте, признаешь за помощь в этом странствии души.
СЕДЬМАЯ МЕДИТАЦИЯ
Медитирующий пытается составить представления о характере
переживания в сверхчувственных мирах
Переживания, оказавшиеся необходимыми для души, если она
хочет проникнуть в сверхчувственные миры, иному могут
показаться отпугивающими. Такой человек может сказать себе, что
он не знает, какие будут для него последствия, если он решится
отдаться ходу этих событий, и как он перенесет их. Под влиянием
такого ощущения легко возникает мысль, что лучше не вмешиваться
искусственно вход развития души, а спокойно отдаться
пребывающему за пределами сознания водительству и выжидать,
куда оно приведет в течение будущего времени внутреннюю
сущность человека. Но подобную мысль всегда должен будет
отстранять от себя тот, кто в состоянии действительно оживить в
себе иную мысль: а именно, что это заложено природой в
человеческом существе самому продвигаться вперед, и что не
заботиться о силах, ожидающих в душе своего раскрытия, значило
бы заглушать их в противность долгу. Силы саморазвития заложены
в каждой человеческой душе; и не может быть среди них ни одной,
которая не захотела бы услышать голос, призывающий к раскрытию
этих сил, если ей возможно каким-либо образом что-нибудь узнать
о нем и об его значении.
Никто также не будет удерживать себя от восхождения в
высшие миры, если он с самого же начала не поставит себя в
неверное отношение к тем событиям, которые ему надо пройти. Эти
события таковы, какими они предстали нам в предыдущих
медитациях. И если их выражать словами, которые могут быть
заимствованы только из обычной человеческой жизни, но только
таким образом могут они быть выражены правильно. Ибо
переживания сверхчувственного пути познания становятся к
человеческой душе в такое отношение, что они совершенно подобны
тому, что может значить для человеческой души, например, очень
повышенное чувство одиночества, чувство, будто паришь над