Рудольф Штайнер

Путь к самопознанию человека в восьми медитациях

хочет, чтобы оно было в ней. Силы к сверхчувственному

познанию вырастают настоящим образом только из того, что

удается таким образам достигнуть путем внутреннего погружения,

содержание и форму которого ты вызвал применением собственной

душевной силы. Дело не в том, откуда взято содержание

погружения; его можно получить от какого-нибудь осведомленного

в этой области лица или же из литературы духовной науки; надо

только, чтобы ты сделал ее сам своим внутренним переживанием, а

не руководствовался при погружении только тем, что возникает из

собственной души, что считаешь сам наилучшим содержанием

погружения. Такое содержание потому обладает меньшей силой, что

душа заранее чувствует себя сродни ему и, таким образом, не

может сделать необходимых усилий, чтобы стать одно с ним. Но в

этом усилии и заключается действенность -- для познавательных

сил, а Нев единстве с содержаютемпогружения как такового.

Можно также и иначе достигнуть сверхчувственного зрения.

Некоторые люди, благодаря всей предрасположенности своей к

внутреннему углублению, могут достигать пламенных переживаний.

Через это могут освобождаться в их душе силы сверхчувственного

познания. Такие силы могут нередко как бы внезапно сказываться

в душах, казалось бы, отнюдь не предназначенных к такого рода

переживаниям. Самым различным образом может проявиться

сверхчувственная жизнь души; но к такому переживанию, которое

владеет душой, как владеет собой человека своей обычной жизни

внешних чувств, можно прийти, только вступив на описанный путь

познания. Всякий другой прорыв сверхчувственного мира в

Переживаниях души приведет к тому, что Переживания будут как бы

насильственно проявляться и человек будет теряться в них или

предаваться всевозможным заблуждениям относительно их ценности

или их истинного значения в действительном сверхчувственном

мире.

Необходимо всегда иметь в виду, что душа изменяется на

пути сверхчувственного познания. Может случиться, что ты вовсе

не предрасположен предаваться всевозможным заблуждениям и

иллюзиям' жизни мира внешних чувств; но едва вступив в

сверхчувственный мир, ты легковернейшим образом отдаешься

подобным заблуждениям и иллюзиям. И может также случиться, что

в бытии внешних чувств обладаешь хорошим, здоровым чувством

правды, которое говорит тебе: ты не должен верить тому, что

только удовлетворяет твоему самоутверждению; и несмотря на это,

такая душа может прийти к тому, что будет видеть в

сверхчувственном мире лишь вещи, отвечающие этому

самоутверждению. Надо подумать, в какой мере это

самоутверждение участвует во всем, что видишь. Видишь то, к

чему оно обращается сообразно своей склонности. Не знаешь, что

это оно направляет духовный взор. И само собою разумеется

тогда, что увиденное принимаешь за правду. Защиту может

предоставить только то, что посредством упорного обращения

мысли на себя, посредством энергичной воли к самопознанию все

больше будешь приобретать на пути к сверхчувственному познанию

готовность действительно замечать в своей душе, сколько в ней

самоутверждения и когда оно говорит. И когда во внутреннем

погружении беспощадно и энергично представляешь себе

возможность для собственной души здесь или там подпадать этому

самоутверждению, то начинаешь постепенно освобождаться от его

водительства.

Для истинного беспрепятственного движения души в высших

мирах необходимо, чтобы она усвоила себе воззрение, насколько

различны отношения некоторых душевных свойств к духовному миру

и к миру чувственному. Это выступает особенно ясно, когда

обращаешь взор на нравственные свойства души. В бытии

чувственном надо различать законы природы и законы

нравственные. Если хочешь объяснить ход природных явлений,

нельзя ссылаться на нравственные представления. Какое-нибудь

ядовитое растение объясняют по законам природы и не осуждают

нравственно за то, что оно