из своей духовной среды. Это понятие совпадает с
неправдивым откровением себя. Лгать и быть безобразным в
духовном мире как действительность -одно и то же, так что
существо, являющееся безобразным, есть и лживое существо.
Также и то, что в чувственном бытии познаешь как желания,
в духовном мире является в совсем ином значении. В духовном
мире нет таких желаний, которые возникают в мире внешних чувств
из внутренней природы человеческой души.
То, что можно там назвать желанием, загорается от того,
что видишь вне своего существа. Существо, принужденное ощущать,
что у него нет какого-нибудь свойства, которым по природе своей
оно должно было бы обладать, видит другое существо, у которого
это свойство есть. И ему совершенно невозможно не иметь этого
существа постоянно перед собой. Как в мире внешних чувств глаз
естественно видит видимое, так отсутствие какого-нибудь
свойства неизменно приводит существо сверхчувственного мира в
близость с соответствующим иным существом, обладателем этого
совершенства. И созерцание этого существа становится постоянным
укором, действующим как подлинная сила, так что существо,
обладающее данным недостатком, через такое созерцание получает
желание исправить в себе этот недостаток. Это переживание
совсем иного рода, нежели желание в чувственном бытии.
Свободная воля в духовном мире не терпит от подобных
обстоятельств ущерба. Существо может сопротивляться тому, что
хочет вызвать в нем такое созерцание. Тогда оно постепенно
достигнет того, что уйдет прочь от близости с таким
существом-прообразом. Но следствием этого будет то, что такое
существо, отстраняющее от себя свой прообраз, само перенесется
в миры, где оно будет иметь худшие условия бытия, нежели те,
чти были даны ему в том мире, для которого оно было до
известной степени предопределено.
Все это показывает человеческой душе, что со вступлением в
сверхчувственные миры, мир человеческих представлений должен
быть преобразован. Понятия должны быть изменены, расширены и
сплавлены с иными, если хочешь верно описать сверхчувственный
мир. Отсюда следует, что описания сверхчувственных миров,
пользующиеся без всяких дальнейших изменений понятиями,
созданными для чувственного бытия, всегда содержат в себе нечто
несостоятельное. Можно признать, что когда в чувственном бытии
употребляют более или менее символически или же как --
действительные обозначения предметов, такие понятия, которые
получают свое полное значение только в применении к
сверхчувственным мирам, то это проистекает из верного
человеческого чувства. Так, кто-нибудь может-чувствовать лживое
действительно как безобразное. Но по сравнению с тем, что
представляет собою это понятие в сверхчувственном мире, такое
употребление слова в чувственном бытии будет только отзвуком,
который возникает оттого, что все миры находятся в связи друг с
другом, и эта связь смутно чувствуется и бессознательно
мыслится в чувственном бытии. Но надо принять во внимание, что
в чувственном бытии то лживое, которое ощущается как
безобразное, не будет непременно безобразным во внешнем своем
явлении; что это значило бы даже перепутать все представления,
если бы безобразное в чувственной природе захотели объяснять из
лживого. Но в сверхчувственном мире лживое, если видишь его
правильно, обнаруживается неизменно как безобразное. И здесь мы
снова имеем дело с заблуждениями, которых надо остерегаться. В
сверхчувственном меде может встретиться душе существо, которое
по справедливости может быть названо злым, и открываюшееся
однако в таком образе, который должно назвать 'прекрасным',
если применить, представление 'прекрасного', почерпнутое из
чувственного бытия. В таком случае только тогда увидишь верно,
когда проникнешь до сокровенной глубины этого существа. Тогда
переживешь, что 'прекрасное' откровение -- маска, не отвечающая