бытия
готов был ощутить как 'прекрасное', с особенной силой назовешь
'безобразным'. И в то мгновение, как это удастся, 'злое'
существо не будет уже больше в состоянии прикидываться
'красотой'. Для такого созерцателя оно принуждено разоблачиться
и явиться в истинном своем облике, который может быть только
несовершенным выражением того, что оно есть внутри. На таких
явлениях сверхчувственного мира видишь особенно наглядным, как
должны измениться человеческие представления при вступлении в
этот мир.
ВОСЬМАЯ МЕДИТАЦИЯ
Медитирующий пытается составить представление о созерцании
повторных земных жизней человека
Говорить об опасностях душевного странствия в
сверхчувственные миры в сущности нет оснований, если это
странствие будет правильным. Такое странствие не достигло бы
своей цели, если бы среди его правил душевного поведения
заключалось что-нибудь, что может повлечь за собою опасности
для человека. Напротив, цель их всегда в том, чтобы сделать
душу крепкой, собрать воедино ее силы, чтобы человек стал
способным переносить душевные переживания, через которые он
должен пройти, если хочет видеть и постигать миры иные, нежели
чувственное бытие.
Существенное различие между миром внешних чувств и миром
сверхчувственным вытекает также еще и из того, что созерцание,
восприятие и понимание в сверхчувственных мирах находятся между
собой в ином отношении, нежели в чувственном бытии. Слыша о
какой-нибудь части чувственного мира, человек с некоторым
правом будет иметь чувство, что полного постижения он достигнет
только через зрение и восприятие. Мы только тогда считаем, что
поняли ландшафт или картину, когда мы их видели.
Сверхчувственные же миры можно совершенно понять, воспринимая
посредством непредвзятой способности суждения точное,
отвечающее действительности описание. Для понимания и
переживания всех содействующих жизни и утоляющих жизнь сил
духовных миров достаточно одних описаний, даваемых теми, кто
может видеть. Приобрести действительные познания о таких мирах
могут лишь те, кто в состоянии наблюдать вне тела внешних
чувств. Описание духовного мира в конце концов всегда должно
исходить от наблюдателей такового. Но те познания этих миров,
которые необходимы для жизни души, достигаются пониманием. И
вполне возможно, не имея собственного зрительного доступа в
сверхчувственные миры, тем не менее в совершенстве понимать их
и их особенности; понимать их так, как при известных условиях
постоянно и с полным правом будет и должна того требовать душа.
Потому и является также возможным, чтобы человек черпал
средства для своего внутреннего погружения из сокровищницы тех
представлений, которые он усвоил о духовных мирах. Такой
материал -- наилучший для погружения. Это тот, который вернее
всего ведет к цели. Убеждение, близкое, к утверждению, будто
для усвоения сверхчувственного созерцания служит препятствием,
когда раньше этого усвоения приобретаются познания этих миров
через понимание, не отвечает действительности. Гораздо вернее
обратное, а именно, что с предварительным пониманием вернее и
легче приходишь к созерцанию, чем без него. Останавливается ли
кто-нибудь на понимании или стремится к созерцанию, это зависит
от того, возникла ли у него или нет потребность в собственном
наблюдении. Если она возникла, то он не может поступить иначе,
как искать случая действительно начать странствие в
сверхчувственные миры. Понимания же этих миров, начиная с наших
времен, будет требовать все большее и большее число людей, ибо
истинное наблюдение над жизнью показывает, что с настоящего
времени человеческие души вступают в такое состояние, что без
понимания сверхчувственных миров не могут выработать
необходимое отношение к жизни
Когда человек в душевном странствии достиг того, что все,
называемое им в чувственном бытии.'собой', своим существом, он