о повторных жизнях на земле
доводится до действительного наблюдения. (Только чтобы
предотвратить постоянно возникающие недоразумения, напомним
изложенное точнее в других моих сочинениях. Совокупное бытие
человека протекает не так, как если бы жизнь повторялась вечно.
Существует известное число повторений; к ним примыкают до и
после них совсем иные роды бытия; и все это является в
совокупном течении своем как исполненное мудрости развитие.)
Познание, что человек проходит свое развитие в повторных
жизнях, может быть также приобретено разумным наблюдением
чувственного бытия. В моей книге 'Теософия', в моем 'Очерке
духовной науки', как и в более мелких моих сочинениях были
сделаны попытки дать доказательства повторных земных жизней них
связи, доказательства, проведенные в форме, свойственной
научным рассуждениям современного естественнонаучного учения о
развитии. Целью их было показать, как последовательное мышление
и исследование, действительно доводящее да конца
естественнонаучные изыскания, не может пoступить иначе, как
представить современную идей развития в применении к человеку в
таком значении, что истинное существо, душевная
индивидуальность человека должна рассматриваться как нечто, что
развивается через повторные чувственные жизни и лежащие между
ними промежутки чисто духовного бытия. То, что я там пытался
дать как доказательство, естественно может быть гораздо дальше
развито и усовершенствовано. Но мнение, что доказательства в
этой области имеют точно такую же научную познавательную
ценность, как и то, что обычно называется естественнонаучными
доказательствами, не мажет показаться неосновательным. Нет
ничего в науке о духовном, что не могло бы опереться на
приведенные таким образом доказательства. Нужно, конечно,
сказать, что доказательства духовно-научные, само собою
разумеется, с гораздо большим трудом могут добиться признания,
чем естественнонаучные. Но это происходит не от того, что они
менее строги, а оттого, что человек, когда имеет их перед
собой, не ощущает под ногами почвы чувственных фактов, которая
в естествознании облегчает ему признание доказательств. Но к
силе доказательств как таковой это не имеет никакого отношения.
И кто в состоянии непредубежденно сравнить естественнонаучные
доказательства с проведенными таким же образом доказательствами
духовно-научными, тот, конечно, сможет убедиться в их
равноценности относительно доказательной силы. Таким образом к
тому, что наблюдатель духовных миров на основании своего
созерцания может дать описание повторных земных жизней, могут
присоединиться еще и соображения, подкрепляемые такими
доказательствами. Одно может помочь другому создать путем
простого понимания убеждение в повторности общего течения
человеческой жизни. Здесь была сделана попытка указать путь,
ведущий за пределы понимания к созерцанию этой повторности.
Обращений с начала месяца: 100, Last-modified: Tue, 21 Jul 1998 10:04:19 GMT
Оцените этот текст:Не читал10987654321