как
взаимодействие сил и веществ, существующее и объяснимое само по
себе как член этого внешнего мира. Природа производит растение
и снова разлагает его. Она господствует над человеческим телом
и уничтожает его в своем существе. Когда человек подходит с
таким размышлением к природе, то он может забыть себя и все,
что есть в нем, и ощутить при себе свое тело как часть внешнего
мира. Когда он думает так о своем отношении к себе и к природе,
он переживает в себе то, что можно назвать его физическим
телом.
ВТОРАЯ МЕДИТАЦИЯ
Медитирующий пытается получать истинное представление о
стихийном или эфирном теле
Через представление, которое должна составить себе душа по
поводу факта смерти, может она быть приведена к полной
неуверенности относительно своего собственного существа. Это
произойдет в том случае, если она думает, что не может ничего
знать ни о каком другом мире, кроме как о мире внешних чувств,
и о том, что может познать об этом мире рассудок. Обычная
душевная жизнь обращает свой взор на физическое тело. Она
видит, как оно переходит после смерти в общий круговорот
природы, не принимающий участия в том, что душа переживает до
смерти как собственное бытие. Правда, она может знать (из
предыдущей медитации), что физическое тело и во время жизни
имеет к ней то же отношение, как и после смерти, но это не
ведет ее дальше признания внутренней самостоятельности ее
собственного переживания до смерти. Что происходит с физическим
телом после смерти, показывает ей наблюдение внешнего мира. Для
внутреннего переживания такого наблюдения не существует. Такой,
какова она есть, эта жизнь души не может устремить взора за
предел смерти. Если душа не в состоянии составить себе
представлений, выходящих за пределы того мира, который
принимает в себя тело после смерти, то она не имеет возможности
заглянуть во что-либо иное по ту сторону смерти, кроме как в
пустое 'ничто' по отношению ко всему душевному.
Чтобы могло быть иначе, душа должна была бы воспринимать
внешний мир другими средствами, нежели внешними чувствами и
связанным с ними рассудком. Они сами принадлежат к телу и
уничтожаются вместе с ним. То, что они говорят, никогда не
может привести ни к чему иному, кроме как к выводу первой
медитации. А он состоит лишь в том, что душа может признаться
себе: ты привязана к своему телу, последнее подчинено законам
природы, имеющим к тебе такое же отношение, как и прочие законы
природы. Та часть внешнего мира, которая имеет часть в тебе,
проявляется всего яснее, когда ты размышляешь о том, что делает
этот мир с твоим телом после смерти. Для жизни дает он тебе
внешние чувства и рассудок, которые делают для тебя невозможным
видеть то, что происходит с твоим душевным переживанием за
пределом смерти. Это признание может привести только к двум
результатам. Или всякое дальнейшее исследование о загадке души
будет подавлено, и надо будет отказаться от какого-либо знания
в этой области. Или же будут сделаны усилия достигнуть
внутренним душевным переживанием того, в чем отказывает внешний
мир. Эти усилия могут привести к тому, что сделают внутреннее
переживание сильнее и энергичнее, чем оно бывает в обыкновенном
существовании.
В обыкновенной жизни человек обладает известной силой
своих внутренних переживаний и жизни своих ощущений и мыслей.
Он занят, например, какой-нибудь мыслью, лишь поскольку имеется
к тому какой-нибудь внешний или внутренний повод. Но можно
выбрать из ряда мыслей одну какую-нибудь мысль и без
дальнейшего повода вновь и вновь продумывать ее, внутренне
напряженно переживать ее. Можно делать эту мысль единственным
предметом своего внутреннего переживания повторно. И пока это
делаешь, можно не допускать до себя никаких внешних впечатлений
или воспоминаний, готовых возникнуть в душе. Такую полную,
исключающую все остальное отдачу себя известным мыслям или