Рудольф Штайнер

Путь к самопознанию человека в восьми медитациях

/>

чувствуешь связанным с собой, как в жизни внешних чувств --

свою руку. Различия внешнего мира не существуют по отношению к

внутреннему душевному миру. Ощущаешь себя в полной мере как бы

сросшимся, сплетенным с тем, что можно назвать миром. Действия

его ощутительно проходят через твое собственное существо. Нет

резкой границы между внутренним и внешним миром. Из области

последнего все окружающее так же связано с созерцающей душой,

как с физической головой -- обе телесные руки. И все же можно

говорить о некоей части этого внешнего мира, которая больше

связана с собственным твоим существом, нежели все прочее, --

как можно сказать о голове, что по отношению к рукам или ногам

она является самостоятельным членом.

Душа называет часть чувственного внешнего мира своим

телом. Душа, переживающая вне этого тела, может также считать

своей часть нечувственного внешнего мира. Когда человек

достигает наблюдения этой области, лежащей по ту сторону мира

внешних чувств, он может говорить о том, что к ней принадлежит

некое не воспринимаемое внешними чувствами тело. Это тело можно

назвать стихийным или эфирным; причем слово 'эфирное' не надо

связывать с представлением о тонком веществе, названном в

физике 'эфиром'.

Как простое размышление об отношении человека к природному

внешнему миру создает соответствующее данным действительности

представление о физическом теле, так и странствие души в

области, которые могут быть зримы вне тела внешних чувств,

приводит к признанию стихийного или эфирного тела.


ТРЕТЬЯ МЕДИТАЦИЯ

Медитирующий пытается составить себе представления о

ясновидческом познании стихийного мира

Переживаешь внешних чувств мышлению, когда мир, неведомый

восприятиям и обыкновенному рассудочному начинаешь воспринимать

не чувственным телом, но помимо него телом стихийным. Если

сравнивать этот мир с чем-нибудь, принадлежащим к обычному

переживанию, то это будет мир воспоминаний, представлений

памяти. Как эти последние возникают из глубины души, так бывает

и со сверхчувственными переживаниями стихийного тела. Но

только, когда возникает образ воспоминания, душа знает, что он

относится к прежнему переживанию в мире внешних чувств.

Сверхчувственное представление тоже содержит в себе известное

отношение. Как представление памяти само собою возвещает о

себе, как о чем-то, что нельзя назвать одним лишь образом

фантазии, так бывает и с представлением сверхчувственным. Оно

вырывается из душевного переживания, но тотчас же открывается,

как внутреннее переживание, имеющее отношение к чему-то

внешнему. Образом воспоминания вызывается в душе нечто, что

было пережито. Благодаря сверхчувственному представлению

становится внутренним душевным переживанием то, что когда-таили

где-то было налицо в сверхчувственном мире. И так самой

сущностью сверхчувственных представлений открывается, что можно

смотреть на них, как на внутренне раскрывающиеся сообщения из

сверхчувственного мира.

Как далеко можно подвинуться в такого рода переживаниях

сверхчувственного мира, зависит от степени энергии, с которой

добиваешься укрепления душевной жизни. Получаешь ли просто

понятие о том, что растение не есть только то, что

воспринимаешь в мире внешних чувств, или подобное понятие

получаешь о всей земле, и то и другое принадлежит к одной и той

же области сверхчувственного переживания. Когда достигший

способности воспринимать помимо своего чувственного тела

смотрит на растение, то он может кроме того, что показывают ему

его внешние чувства, воспринимать еще некий тонкий облик,

проникающий все растение. Этот облик является ему как бы

существом-силою; и он приходит к тому, что начинает

рассматривать это существо-силу, как то самое, что из веществ и

сил чувственного мира строит растение, что обусловливает

обращение его соков. Применяя возможное, хотя не совсем точное

выражение, он может