существа, ускользающего от влияний сознательной жизни. Она
приходит к чувству того, как во время жизни между рождением и
смертью это внутреннее существо становится все сильнее, но
также и самостоятельнее. Она познает, что это существо во время
этой жизни, между рождением и смертью, относится к остальному
переживанию так, как развивающийся в растении зачаток относится
к целому растению, в котором он развивается. Но только
растительный зачаток -- существо физическое, а душевный зачаток
-- существо духовное. Дальнейший ход такого переживания ведет
затем к признанию мысли о повторных земных жизнях человека.
Душа может в своем, до известной степени независимом от нее,
сущностном ядре почувствовать зачаток новой человеческой жизни,
в которую этот зачаток перенесет плоды настоящей жизни после
того, как он в духовном мире, по смерти, чисто духовным образом
испытает те условия жизни, которые он не может испытать, когда
между рождением и смертью он бывает облечен физическим земным
телом.
Из этой мысли с необходимостью следует затем другая:
настоящая чувственная жизнь между рождением и смертью есть
результат других, давно прошедших жизней, в которых душа
развила зачаток, продолжавший после смерти жить в чисто
духовном мире, пока он не созрел к тому, чтобы путем нового
рождения вступить в новую земную жизнь, подобно тому, как
зачаток растений становится новым растением, после того как,
освободившись от старого растения, в котором он образовался, он
некоторое время пробыл в иных условиях жизни.
Путем соответственных подготовлений души, ясновидческое
сознание научается погружаться в некое событие, состоящее в
том, что в жизни человека образуется в некотором роде
самостоятельное ядро, переносящее плоды этой жизни в следующие
земные жизни. Образно, сущностно, как если бы оно хотело
раскрыться как самостоятельное существо, всплывает из потоков
души второе 'Я', которое является как бы самостоятельным и
высшим по отношению к тому существу, которое мы прежде называли
своим 'Я'; оно предстает, как инспиратор этого 'Я'. Как это
последнее 'Я', человек сливается воедино с инспирирующим,
высшим.
В этом мире, который ясновидящее сознание таким образом
прозревает, как данность, обыкновенное сознание живет, само не
зная о том. И опять-таки душе необходимо укрепление, чтобы
утвердить себя теперь не только по отношению к духовному
внешнему миру, с которым человек сливается, но еще и по
отношению к духовному существу, которое есть в высшем смысле он
сам, и которое все-таки стоит вне того, что он в чувственном
мире необходимо должен чувствовать, как свое собственное 'Я'.
(Каким образом это второе 'Я' образно, сущностно поднимается из
потоков души -- это бывает совершенно различно для различных
человеческих индивидуальностей. В моих драматических душевных
картинах: 'Врата Посвящения', 'Испытание Души', 'Страж Порога'
и 'Пробуждение Души', я попытался представить, каким образом
различные человеческие индивидуальности путем упорной работы
приходят к переживанию этого 'другого Я'.)
Если душа в обыкновенном сознании даже ничего и не знает
об инспирации ее через 'другое Я', эта инспирация, тем не
менее, происходит в глубинах души. Но только эта инспирация
действует не через мысли или через внутренние слова; она
действует через поступки, через события, через свершения.
'Другое Я' и есть именно то, что ведет душу через поступки
через события, через свершения. 'Другое Я' и есть именно то,
что ведет душу через частности ее жизненной судьбы и пробуждает
в ней способности, наклонности, задатки и т.д. Это 'другое Я'
живет во всей жизненной судьбе человека, взятой в ее целом. Оно
шествует наряду с тем 'Я', бытие которого замкнуто между
рождением и смертью, и слагает человеческую жизнь со всем, что
входит в нее радостного, возвышающего и горестного. Встречаясь