узнает, что с их деятельностью в нижнем мире
связано еще и нечто другое. Имея ареной своей деятельности этот
мир, они не чувствуют себя связанными с ним, поскольку он не
подобен им и их силам; они ощущают себя так, как если бы
продолжали оставаться в верхнем мире, откуда они берут свое
начало. В нижнем мире они стремятся к самостоятельности,
которой они никогда не могли бы иметь в верхнем мире. В
особенности сказывается это в воздействии ариманических существ
на человека, поскольку человек образует высшее царство природы
чувственного мира. Они стремятся сделать самостоятельной
душевную жизнь человека, поскольку она связана с чувственным
бытием его, стремятся вырвать ее из верхнего мира и включить ее
всецело в свой собственный мир. Как мыслящая душа, человек
имеет начало свое в верхнем мире. Становясь ясновидящей,
мыслящая душа опять вступает в этот верхний мир. Но,
раскрываясь в мире чувственном и будучи связано с ним, мышление
содержит в себе нечто такое, что нужно обозначить как влияние
ариманических существ. Эти существа как бы хотят сообщить
чувственному мышлению в мире чувств некоторым образом
пребывающий характер. Между тем, как силы их приносят смерть,
они хотят исторгнуть от смерти мыслящую душу, и лишь остальную
сущность в человеке ввергнуть в поток уничтожения. По их
намерениям, сила человеческого мышления должна оставаться в
пределах чувственного и принимать бытие, которое все более и
более должно становиться похожим на природу ариманического.
В нижнем мире вышеописанное выражается только в своем
действии. Человек может стремиться к тому, чтобы в мыслящей
душе своей проникнуть силами, которые признают духовный мир и
сознают себя живущими и пребывающими в нем. Но он может также
мыслящей душой своей отвратиться от этих сил; он может
употребить свое мышление на постижение одного только
чувственного мира. Искушения пойти по этому последнему пути
исходят от ариманических сил.
ОБ АСТРАЛЬНОМ ТЕЛЕ И О ЛЮЦИФЕРИЧЕСКИХ СУЩЕСТВАХ. О
СУЩНОСТИ ЭФИРНОГО ТЕЛА
Другой род духовных существ, которых можно наблюдать из
мира духа, действующих в мире чувственном (а также в
элементарном), как на усвоенной ими для себя арене, это те
существа, которые хотят совсем освободить чувствующую душу от
мира чувственного, то есть хотят как бы одухотворить ее. Жизнь
в мире чувств входит в состав мирового порядка. Когда
человеческая душа живет в мире чувств, она проходит в нем
развитие, входящее в состав условий ее существования. То, что
она погружена в эту чувственную область, является результатам
деятельности существ, которых человек познает в верхнем мире.
Наперекор этой деятельности работают другие существа, которые
хотят вырвать чувствующую душу из условий чувственной
деятельности. Пусть эти существа будут здесь названы
люциферическими.
Таким образом, люциферические существа в мире чувств как
бы подстерегают все, что есть в этом мире душевного
(чувствующего), дабы извлечь это из мира чувств и включить в
свою собственную мировую область, сходную с их природой. Если
наблюдать из верхнего мира деятельность этих люциферических
существ, то ее можно заметить также в элементарном мире. В
последнем они стремятся завладеть областью таких сил, которых,
по их намерениям, не должна коснуться тяжесть чувственного
мира, хотя существами верхнего мира им предназначено быть
погруженными в этот чувственный мир. Как ариманические существа
остались бы в своих пределах, если бы они вызывали только
коренящееся в мировом строе временное уничтожение
существования, так и люциферические существа не преступили бы
области своего собственного царства, если бы они пронизали
чувствующую душу силами, в которых душа ощущала бы снова порыв
подняться над принуждениями чувственного мира, и почувствовать