Если бы, далее, он мог сознательно нести в
себе переживание планет и неподвижных звезд из сна, он имел бы полную
содержания космологию.
И как завершение могло бы явиться то, что возникает в переживании звезд
и что дает человеку возможность пережить себя как духа среди духов.
Поистине, начиная с засыпания, во время дальнейшего сна, человек постепенно
становится бессознательно философом, космологом и пронизанным Богом
существом. Имагинация, инспирация и интуиция поднимают из темной глубины
переживаемого обычно только во сне то, что показывает, каково истинное
существо человека, как человек является членом космоса, как он пронизан
Богом.
Последнее наступает для человека в состоянии самого глубокого сна.
Начиная с этого момента, душа вступает опять на обратный путь в чувственный
мир. В импульсе, ведущем к этому обратному пути, интуитивное сознание
познает действие тех существ, которые как духовные существа имеют свой
чувственный противообраз в Луне. Это те духовно-лунные воздействия, которые
во время каждого сна снова призывают человека к земному бытию. Конечно, эти
лунные воздействия имеют место и в период новолуния; но изменение чувственно
видимого образа Луны имеет значение лишь для того, чем являются лунные
воздействия во время пребывания человека в земном бытии от рождения
(зачатия) до смерти.
После стадии самого глубокого сна человек, проходя через те же самые
состояния, возвращается опять к состоянию бодрствования. Перед пробуждением
он снова проходит через переживание всеобщего мирового бытия с тоскою о
Боге, в которое уже могут вплетаться и сновидения.
ПЕРЕХОД ОТ ДУШЕВНО-ДУХОВНОГО БЫТИЯ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА К
ЧУВСТВЕННО-ФИЗИЧЕСКОМУ
В предыдущих докладах было показано, как путем инспирированного и
интуитивного познания достигнуть созерцания вечного духовно-душевного
сущностного ядра в человеке. При этом было показано, как внутренняя жизнь
человека наполняется отображениями космического свершения. Как человек во
время сна бессознательно переживает такую космическую, внутреннюю жизнь,
было описано в последнем докладе. Внутренний мир человека становится внешним
миром; и обратно: духовное существо внешнего мира становится внутренним
миром.
В состоянии сна физический и эфирный организм человека являются внешним
миром для душевно-духовного существа человека. Они пребывают такими, какими
они в бодрственном состоянии всегда могут стать орудием душевно-духовного
человека. Переходя в состояние сна, человек уносит с собой стремление к этим
двум организмам. Как было показано в последнем докладе, это стремление
связано с теми духовными силами космоса, которые находят свое чувственное
отражение в явлениях Луны. Человек подчинен этим лунным силам только в силу
своей связи с существом Земли. Из созерцания того состояния, в котором
человек находится в течение некоторого времени в чисто духовном мире перед
своим обращением к земном жизни, открывается, что тогда он не подчинен
влияниям лунных сил.
В этом состоянии человек переживает свой физический и эфирный организм
как нечто, ему не принадлежащее, как это бывает в состоянии сна. Но он все
же переживает их, хотя и совершенно иным образом. Он переживает их основы в
космических мирах. Он переживает становление этих организмов из духовного
космоса. Он созерцает духовный космос. Этот последний есть духовная часть
зародыша физического земного организма, который он будет нести в будущем.
Когда в данной связи говорится о 'зародыше', то этим обозначается что-то, в
известном смысле прямо противоположное тому, что обозначается этим словом в
физическом мире. Здесь, в физическом мире, 'зародыш' есть малый физический
зачаток постепенно увеличивающегося организма. Духовное силовое образование,
которое человек созерцает в своем доземном бытии в связи со своим существом,
велико, и постепенно все больше стягивается для того, чтобы наконец