Рудольф Штайнер

Космология, религия и философия

действительности.

Отдельные науки родились из ее субстанции. Но что осталось от нее как

таковой? Совокупность более или менее абстрактных идей, которые должны

оправдывать свое бытие перед лицом других наук, между тем как эти последние

находят свое олраааание в чувственном наблюдении и опыте. К чему относятся

идеи философии? Сегодня это стало вопросом. В этих идеях уже не переживают

непосредственной действительности; поэтому и стремятся теоретически

обосновать эту действительность.


Но философия уже самим своим названием -- любовь к мудрости --

указывает, что она суть дело не только рассудка, но всей человеческой души.

Таково все то, что можно 'любить'. И мудрость действительно ощущали некогда

как нечто живое, реальное. Этого нельзя сказать об 'шеях', занимающих только

ум и рассудок. Из общечеловеческого дела, которое некогда переживалось в

душевной теплоте, философия стала сухим, холодным занятием. И человек,

предаваясь философской деятельности, уже не чувствует себя включенным в

действительность.


В самом человеке утрачено то, что некогда делало философию

действительным переживанием. Чувственная наука пользуется органами чувств, и

то, что рассудок мыслит о наблюдении чувств, является обобщением

передаваемого чувствами содержания. Это мышление не имеет собственного

содержания. Живя в таком познании, человек познает себя только как

физическое тело. Философия же была вначале душевным содержанием, которое

переживалось не физическим телом. Оно переживалось тем человеческим

организмом, который не может быть воспринят органами чувств. Это суть

эфирное тело, которое лежит в основе физического тела и содержит в себе

сверхчувственные силы, давшие форму и жизнь физическому телу. Человек может

пользоваться организацией этого эфирного тела так же, как и организацией

своего физического тела. Но тогда это эфирное тело вырабатывает идеи о

сверхчувственном, как физическое тело с помощью органов чувств вырабатывает

идеи о чувственном. Древние философы развивали свои идеи с помощью эфирного

тела. Утратив для познания это эфирное тело, духовная жизнь человечества

утратила вместе с тем и характер реальности в философии. Философия

превратилась в чисто мыслительное построение. Необходимо снова достигнуть

познания эфирного человека: тогда и философия сможет опять обрести характер

действительности. Тем самым обозначен первый шаг, который предстоит сделать

антропософии.


Космология некогда показывала человеку, каким образом он является

членом Вселенной. Для этого было необходимо, чтобы не только его тело, но

также и его душа и дух могли рассматриваться как члены космоса. Это

происходило благодаря тому, что в космосе видели нечто душевное и духовное.

В наше время космология стала только надстройкой над тем, что естествознание

познает посредством математики, наблюдения и опытов. То, что исследуется

таким путем, обобщается затем в образе космического становления. Из этого

образа можно понять физическое тело человека. Но уже эфирное тело остается

непонятным, и в еще большей степени -- душевное и духовное в человеке.

Эфирное тело может быть познано только как член космоса, и только при

условии прозрения в эфирное существо космоса. Но это эфирное космоса может

дать человеку только эфирную организацию. В душе же есть внутренняя жизнь. И

необходимо прозревать также внутреннюю жизнь космоса. Древняя космология

была прозрением внутренней жизни космоса. Этим прозрением в космос

включалось также и душевное существо человека, выходящее за пределы

эфирного. Но современной духовной жизни недостает созерцания реальности

душевно-внутренней жизни. В том, как она переживается, в этом пережитом

содержании нет ничего, что подтверждало бы бытие за пределами рождения и

смерти. То, что знают о душевном в настоящее время, могло возникнуть в

физическом теле и благодаря физическому телу через жизнь зародыша и

дальнейшее развитие