Рудольф Штайнер

Космология, религия и философия

/>


Итак, в состоянии бодрствования в организации головы происходит двоякая

деятельность; созидающая -- благодаря эфирному организму -- и разрушающая, в

силу которой распадается физический организм. Это разрушение вызывается

астральным организмом.


Из-за этой астральной деятельности человек во время своего земного

бытия непрерывно несет в нее смерть. Но только эта смерть каждый день

побеждается противодействующими ей силами. Однако непрерывно совершающимся

действиям смерти человек обязан своим обычным сознанием. Ибо в умирающей

жизни организации головы заключено то, что способно отражать душевную

деятельность как переживание мысли. Побуждающая к жизни деятельность

органического роста не может породить жизни мысли. Для этого необходима

жизнь, склоняющаяся к умиранию. Органическая деятельность роста понижает

жизнь мысли до степени оглушения, до бессознательности.


Что в момент физической смерти однажды происходит со всем человеческим

организмом, это непрерывно сопровождает человеческое бытие во время земной

жизни как зачаток, как непрерывно образующееся начало умирания. И своим

обычным сознанием человек обязан этому непрерывному умиранию в нем. Перед

обычным сознанием эфирный и физический организм встают как непроницаемые

сущности; человек видит не их, а отраженные ими мыслительные образы,

переживаемые им в своей душе. Физическая и эфирная организация застилают ему

астральный организм и 'Я'-существо. {шрифт наклонный}Вследствие{шрифт

обычный} того, что в обычной земной жизни сознание души наполнено

рефлексиями физического организма, человек не может воспринимать своей

эфирной и астральной организации, как и своего 'Я'-существа.




Со смертью физический организм отделяется от эфирного и астрального и

от 'Я'-существа. Но человек несет теперь в себе свой эфирный и астральный

организм, как и сущность своего 'Я'. С отпадением физического организма нет

больше препятствий для осознания человеком эфирной организации. Перед

человеческой душой встает образ только что истекшей земной жизни. Ибо этот

образ есть лишь выражение созидающих, образующих сил, являющих в своей

совокупности эфирное тело.


То, что таким образом живет в эфирном теле, вплетено в человека из

эфирного существа космоса. Оно никогда не может совсем отделиться от

космоса. Космически эфирное свершение продолжается в человеческой

организации; и это внутричеловеческое продолжение суть эфирный организм.

Отсюда проистекает, что в тот момент, когда после смерти человек осознает

себя в своей эфирной организации, это сознание начинает уже претворяться в

космическое. Человек чувствует мировой эфир, как и свой эфирный организм,

как нечто, находящееся в его собственном существе. Но в действительности это

означает: через очень короткое время эфирное тело растворяется в мировом

эфире. Человек сохраняет свое внутреннее, которое во время земной жизни было

связано с эфирным и физическим организмом, то есть свой астральный организм

и 'Я'-существо.


Астральная сущность никогда не бывает вполне включена в физический

организм. Организация головы являет собой полное преображение этого

астрального организма и 'Я'-существа. Но во всей ритмической организации

человека -- в процессе дыхания, кровообращения и других ритмических

процессах, -- астральная организация и 'Я'-существо продолжают жить с

известной самостоятельностью. Эти процессы отражают их деятельность не так,

как отражает их организация головы. Астральная организация и 'Я'-существо

более свободно соединяются с ритмическими процессами. Так возникает

духовно-физическая сущность, которая в обычном сознании проявляется как

жизнь чувства. В жизни чувства то, что человек пережил благодаря своим

мыслям в чувственном мире, соединяется с астральным организмом и

'Я'-существом.


Необходимо рассмотреть это соединение в его частностях. Предположим,

что человек