образом, волевая часть души отрывалась от тела и
побуждалась к самостоятельному переживанию духовного мира.
Упражнения такого рода уже не пригодны для человеческой организации,
достигнутой к настоящему моменту человеческого развития. Человеческий
организм теперь таков, что эти старые упражнения в аскезе могли бы вызвать
нарушения в человеческом организме, являющемся основой для развития 'Я'. В
настоящее время надо делать обратное. Душевные упражнения, необходимые
теперь для того, чтобы освободить от тела волевую часть души, были указаны в
предыдущих докладах. Они приводят к укреплению души не со стороны тела, а со
стороны самой души. Они укрепляют душевное в человеке и оставляют
незатронутым физически-телесное.
Уже обычным сознанием можно заметить, что переживание боли связано с
развитием душевного опыта. Всякий достигший тех или иных высших познаний
скажет: я благодарен судьбе за счастливые, приносившие радость события моей
жизни, но своими подлинными познаниями жизни я обязан своим скорбным,
горестным переживаниям.
Для укрепления волевой части души, которое необходимо при достижении
интуитивного познания, нужно сначала укрепить желание, изживающееся в
обычной человеческой жизни через физический организм. Это происходит путем
указанных упражнений. Когда это желание становится таким, что физический
организм в своем земном состоянии не может быть для него основой, тогда
переживание волевой части души переходит в духовный мир, и наступает
интуитивное созерцание. В этом созерцании духовно-вечная часть душевной
жизни осознает себя самое. Духовное сознание переживает содержание духовного
мира, подобно тому как сознание, живущее в теле, переживает это тело.
В попеременной деятельности созидания и разрушения человеческого
организма, как она проявляется в мыслящей, чувствующей и Болящей
человеческой организации, нужно видеть более или менее нормальную жизнь
человека на Земле. Она бывает иной в детстве, чем у взрослого. Понимание
того, как действуют в детстве разрушающие и созидающие силы, и какое влияние
оказывают на них воспитание и преподавание, есть задача истинной педагогики.
Такая педагогика может возникнуть только из коренящегося в сверхчувственном
познания всей человеческой природы в ее телесной, душевной и духовной
сущности. Познание, ограничивающее себя только тем, что достижимо путем
естествознания, не может быть основой истинной педагогики.
В больном человеке бывает нарушено по отношению ко всему организму или
к отдельным органам более или менее нормальное взаимоотношение созидающих и
разрушающих сил. Или перевешивает чрезмерно разросшееся созидание в
образованиях отдельных органов и процессов, или разрушение в умерщвляющих
образованиях. Разобрать, что именно здесь происходит, может только тот, кто
познает всю человеческую организацию в физическом, эфирном, астральном
организме и 'Я'-существе. Только при таком познании могут быть найдены
средства лечения. Ибо в царствах внешнего мира имеются минеральные и
растительные существа, в которых при духовном познании можно найти силы,
противодействующие слишком сильно созидающим или разрушающим силам
организма. Такое же противодействие может быть найдено и в определенных
отправлениях самого организма, не возникающих и не развивающихся в состоянии
здоровья. Истинное медицинское познание, истинная терапия и патология могут
быть основаны только на таком знании человека, которое объемлет дух, душу и
тело и воспринимает результаты имагинации, инспирации и интуиции. В
настоящее время требование такой медицины еще не считается серьезным,
поскольку люди стоят на позициях чисто чувственной науки. А стоя на этих
позициях, и не подозревают, что для познания всей полноты человека
необходимо знать гораздо больше, чем для познания одного только
человеческого тела. Действительно можно сказать, что антропософия знает