и умеет отдавать им должное. Но именно поэтому
она знает также и то, как трудно ей убедить этих противников.
Волевая часть души сопереживает то, что происходит в чувствующей части.
Для обычной душевной жизни это переживание совершается бессознательно. Но в
глубинах человеческой организации оно протекает как совокупность явлений.
Производимая чувством и волей оценка земной человеческой деятельности
преобразуется здесь в стремление противопоставить впоследствии менее ценному
поступку более ценный. Так бессознательно переживается вся моральная
качественность человека; и из этого переживания образуется своего рода
душевно-духовное существо, вырастающее во время земной жизни в
бессознательной области человеческого существа. Оно являет собой то, что
вытекает из земной жизни как цель, которая должна быть достигнута, но
которой в {шрифт наклонный}данной{шрифт обычный} жизни человек не может
достигнуть, так как этого не позволяет физический и эфирный организм,
получивший свою определенную форму из прошлой жизни. От этого в человеке в
виде указанного духовно-душевного существа живет стремление образовать иной
физический и эфирный организм, с помощью которого в дальнейшем переживании
мог бы быть преобразован моральный итог данной земной жизни.
Образование этого нового физического и эфирного организма может быть
осуществлено только в том случае, если человек пронесет сквозь врата смерти
указанное выше духовно-душевное существо.
Непосредственно после смерти душевно-духовный человек сохраняет на
короткое время свой эфирный организм. Здесь в сознании встает только намек
на бессознательно образовавшееся во время земной жизни моральное
душевно-духовное существо. Ибо здесь человек погружен всецело в созерцание
эфирного космоса. Хотя в последующем, более длительном состоянии переживания
(я назвал его в своей 'Теософии' 'миром душ') имеется ясное сознание этого
морального существа, но нет еще силы, чтобы начать деятельность созидания
духовного зародыша для следующего земного человеческого организма. В
человеке вследствие приобретенных в протекшей земной жизни моральных качеств
еще сохраняется тенденция обращать свой взор к этой последней. Через
некоторое время человек может перейти к такому состоянию переживания, в
котором этой тенденции уже нет. (Эту область, которую человек тогда
переживает, я обозначил в моей 'Теософии' как область духа в ссбственном
смысле). С точки зрения сверхчувственного содержания мысли, которого человек
достигает в космическом сознании -- после смерти -- можно сказать, в течение
некоторого времени после смерти человек живет, еще обращенный к Земле,
проникаясь духовными силами, которые находят свое чувственное отражение в
физических лунных явлениях. Хотя внешне он и отделился от Земли, но через
свое душевно-духовное содержание он косвенно связан с нею. Этими
духовно-лунными силами пронизывается все то в астральном организме -- или,
как было сказано выше, в бессознательной области душевной жизни,
проявляющейся в чувстве и воле -- что человек во время земного бытия
преобразует путем морально-духовной оценки в реальное ценностное существо.
Это морально-духовно-ценностное существо по содержанию родственно
духовно-лунным силам. И это они удерживают человека в связанности с Землей.
Но для выработки духовного зародыша будущего физического организма человек
должен духовно-душевно отделиться от Земли. Он может достигнуть этого,
только отделившись от области лунных сил. Он должен оставить в этой области
родственное ей морально-ценностное существо. Ибо деятельность по созданию
будущего физического организма, протекающая в связанности с духовным
существом сверхчувственного мира, не должна быть обременена присутствием
этого существа.
Человек не может прийти к освобождению из области духовно-лунных сил с
помощью тех душевно-духовных сил, которыми он обладает. И все же это