В здоровом
состоянии активно духовное проявляется, прежде всего, в жизни мышления или
представления. Человек активизирует в себе представление о движении, - за
ним следует движение конечности. Сознание не погружается своим
представлением внутрь органических процессов, которые ведут, в конечном
итоге, к движению руки. Представление тонет в бессознательном. В здоровом
состоянии между представлением и самим движением выступает ощущение,
деятельное лишь душевно. Оно не пытается копировать телесно органическое. В
больном же состоянии именно это и происходит. Ощущение, в здоровом состоянии
переживаемое в отрыве от процессов физического организма, в болезненном
переживании с ними связывается.
Таким образом, процессы здорового ощущения и болезненного переживания
предстают в своем родстве между собой. Иными словами, должно существовать
нечто, что в здоровом состоянии связано с организмом не так сильно, как в
больном состоянии. Духовному созерцанию это нечто открывается как астральное
тело. Оно является сверхчувственным организмом внутри чувственного
организма. Либо астральное тело неглубоко (losе) внедряется в тот или иной
орган, -тогда оно возбуждает чисто душевное переживание, которое пребывает
само в себе и ощущается вне жесткой связи с телом. Либо оно интенсивно
внедряется внутрь органа, - тогда оно ведет к переживанию болезни. Захват
организма посредством астрального тела следует рассматривать как одну из
основных форм болезни, при которой духовному человеку приходится погрузиться
в свое тело глубже, чем это происходит в здоровом состоянии.
Мышление тоже имеет в организме свою физическую основу. Однако, в
здоровом состоянии мышление еще больше высвобождено из физического тела, чем
ощущение. Духовное созерцание находит помимо астрального тела особую
'Я-организацию', которая душевно свободно пребывает в мышлении. Если человек
интенсивно погружается своей 'Я-организацией' в телесное, тогда наступает
состояние, при котором наблюдение собственного организма становится подобным
наблюдению внешней природы. - При наблюдении какой-либо вещи или явления
внешней природы ясно, что мысль человека и наблюдаемый объект не находятся в
живом взаимодействии, но независимы друг от друга. А такое отношение при
наблюдении человеком, например, собственной руки наступает лишь тогда, когда
она парализована. Тогда становится она внешней природой. 'Я-организация' уже
не находится, как ранее, при здоровом состоянии, в свободной (losе) связи с
рукой, так что при движении она может соединиться с нею и сразу же вновь
высвободиться; она прочно погружена в руку и не может выбраться из нее.
И вновь явления здорового движения какой-либо части тела и парализация
движения предстают в родстве друг с другом. И ведь это видно вполне четко:
здоровое движение есть начинающаяся парализация, которая сразу же, в самом
начале прерывается.
Итак, в существе болезни как таковой следует видеть слишком интенсивное
связывание астрального тела или Я-организации с физическим организмом. Но
эта связанность является все же лишь усугублением той, более свободной
(loserе) связи, которая всегда наличествует в здоровом состоянии. Но ведь и
нормальное внедрение астрального тела и Я-организации в человеческое тело
сродни как раз не здоровым, но болезненным жизненным процессам. Когда дух и
душа в действии, они упраздняют нормальное устройство телесного бытия; они
превращают его в его противоположность. Но тем самым они направляют организм
по тому пути, на котором он склоняется к нездоровью. Обычно этот путь сразу
же после своего возникновения выправляется самоисцелением.
Определенная форма болезненного состояния возникает тогда, когда
духовное или душевное слишком глубоко врываются в организм, так что
самоисцеление вообще не может иметь места или наступает медленно.
Итак, причины этого вида нездоровья следует искать в духовном и
душевном человека. А исцеление должно состоять в высвобождении душевного или