и интерпретации
человеческой природы. Век прошел, в котором легенды, сказания и мифы
рассматривались как только выражения детско-подобной фантазии народа.
Действительно, время даже прошло когда полу-ученым, полу-детским путем, это
было манерой прояснять легенды как поэтическое выражение национальной Души.
Теперь, так называемая 'поэтическая Душа' нации есть ничто иное как
продукт ученого бюрократизма; ибо этого вида бюрократизма имеется как раз
так много, как официальной разнообразности. Любой, кто вообще вглядывался в
Душу народа, вполне осознает, что он не имеет дело с воображаемой фикцией
или чем-то подобным, но с нечто много более глубоким, и что по сути дела
легенды и сказания различных народов есть выражения замечательных сил и
событий.
Если с новой точки зрения Духовного исследования мы промедитируем над
древними легендами и мифами, позволяя тем грандиозным и мощным образам,
которые дошли до нас от изначальных времен действовать на наши умы, мы
найдем, если мы оснащены для нашей задачи методами Оккультной науки, что эти
легенды и мифы есть выражения самой глубокой и древней мудрости.
Это истинно, мы можем сначала быть склонны спросить, как произошло, что
в примитивном состоянии развития и с примитивными идеями, неизошренный
человек был способен представить себе образно загадки Вселенной в этих
легендах и сказаниях; и как это есть, что когда мы медитируем на них теперь,
мы созерцаем в них в образной форме то, что Оккультное исследование сегодня
открывает нам с огромной ясностью.
Это есть по сути то, что сначала склонно вызвать удивление. И все же,
тот кто проникает глубже и глубже в способы и средства которыми эти сказания
и мифы пришли к существованию, обнаружит, что любой след удивления исчезает,
любое сомнение проходит; действительно, он найдет в этих легендах не только
то, что определено наивным и неизошренным взглядом на вещи, но замечательно
глубокое и мудрое выражение изначальной и истинной концепции Мира.
Гораздо больше может быть выучено тщательным изучением основ этих мифов
и легенд, чем абсорбируя интеллектуальную и экспериментальную науку
современности. Но для работы такого вида, ученик должен, конечно, быть
знаком с теми методами исследования, которые принадлежат Духовной науке.
Теперь, все, что содержится в легендах и древних Миро-концепциях о крови
имеет обыкновение быть значимым, так как в те отдаленные времена имелась
мудрость, посредством которой человек понимал истину и широкое значение
крови, этого 'совсем особого сока', который сам является текущей жизнью
человеческих существ.
Мы не можем сегодня вдаваться в вопрос откуда пришла эта мудрость
древних времен, хотя некоторые указания этого будут даны в конце лекции;
фактическое изучение этого предмета должно, однако, быть перенесено в
будущие лекции. Сама кровь, ее значение для человека и роль, которую она
играет в прогрессе человеческой цивилизации будет занимать наше внимание
сегодня.
Мы рассмотрим ее не с физиологической и не с чисто научной точки
зрения, но скорее с точки зрения Духовной концепции Вселенной. Мы лучше
всего приблизимся к нашему предмету если сначала мы поймем значение древнего
принципа, который интимно связан с цивилизацией древнего Египта, где
процветала жреческая мудрость Гермеса. Это есть аксиома, которая формирует
фундаментальный принцип всей Духовной науки и которая стала известной как
Герметическая аксиома; она гласит, 'Как вверху, так внизу'.
Вы обнаружите, что существует много диллетантских интерпретаций этого
утверждения; объяснение, однако, которое должно занимать нас сегодня есть
следующее: -- Это ясно для Духовной науки, что мир, к которому человек имеет
в основном доступ посредством его пяти чувств не представляет весь Мир, что
он фактически есть только выражение более глубокого мира, сокрытого за ним,
а именно, Духовного мира. Теперь, этот Духовный мир называется -- согласно