задолго до того, как первая тенденция к формированию крови становится явной.
Основная работа для формирования крови со всей ее сопутствующей системой
кровяных сосудов, возникает значительно позже в развитии эмбриона и из этого
естественная наука верно заключила, что формирование крови произошло поздно
в эволюции Вселенной; что другие силы, которые были здесь должны были быть
подняты до высоты крови, так сказать, для того, чтобы донести до этой высоты
то, что должно было быть совершено внутренне в человеческом существе. Не
раньше, чем человеческий эмбрион повторил в себе все прежние стадии
человеческого роста, таким образом достигая условия, в котором Мир был до
формирования крови, является он готовым совершить акт коронования эволюции
-- преобразуя и возвышая все, что приходило прежде в 'совсем особый сок',
который мы называем кровь.
Если мы желали бы изучить те таинственные законы Духовной Вселенной,
которая существует позади крови, мы должны занимать себя немного с
некоторыми из наиболее элементарных концепций Антропософии. Таковые были
часто выдвигаемы и вы увидите, что эти элементарные идеи Антропософии есть
'вверху' и что это 'вверху' выражено в важных законах, управляющих кровью --
как и остальной жизнью -- как бы в физиогномии.
Те из присутствущих, кто уже хорошо знаком с главными законами
Антропософии, позволят, я полагаю, здесь короткое повторение их для пользы
других, кто есть здесь впервые. Действительно, такое повторение может
представить эти законы все более и более ясными первым, слыша их,
примененными к новым и специальным случаям. Тем, конечно, кто не знает
ничего об Антропософии, кто еще не ознакомил себя с этими концепциями жизни
и Вселенной, то, что я намереваюсь сказать может показаться не менее, чем
слишком многими словами, связанными вместе, из которых они ничего не могут
сделать. Однако вина не всегда состоит в отсутствии идеи за словами, когда
последние ничего не передают личности. Действительно, мы можем здесь
адоптировать, с небольшим изменением, замечание остроумного Лихтенберга
(Lichtenberg), который сказал: 'Если голова и книга приходят в столкновение
и результирующий звук есть пустой, виной не должна обязательно быть книга!'
И так это есть с нашими современниками, когда они отпускают суждение о
Теософских истинах. Если эти истины должны в ушах многих звучать как только
слова, слова, к которым они не могут присоединить какое-нибудь значение,
вина не должна необходимо оставаться с Антропософией; те, однако, кто нашел
свой путь в суть дела, узнают их за всеми указаниями на высших Существ, а
такие Существа действительно существуют, хотя и не должны быть разыскиваемы
в мире чувств.
Наша Теософская концепция Вселенной показывает нам, что человек, как он
открывается нашим чувствам во внешнем мире касательно его облика и формы,
является только частью всего человеческого существа и что, в
действительности существуют многие другие части за физическим телом. Человек
обладает этим физическим телом общим с так называемыми 'безжизненными'
минеральными объектами, которые окружают его. За и над этим, однако, человек
обладает эфирным или жизненным телом. Это эфирное или жизненное тело, как
оно иногда называется, далекое от фикции воображения, является отчетливо
видимым развитым Духовным чувствам оккультиста также, как являются внешне
воспринимаемыми цвета для физического глаза. Это эфирное тело может
действительно быть видимым ясновидящим. Это есть принцип, который призывает
неорганические материалы к жизни, который вызывает их из их безжизненного
состояния, впрядает их в нить жизненного одеяния. Не представляйте, что это
тело есть для оккультиста только нечто, что он добавляет в мысли к тому, что
является безжизненным. Это есть то, что ученые естественной науки пытаются
делать! Они пытаются завершить то, что они видят микроскопом, изобретая
нечто, что они называют жизне-принцип.