Рудольф Штайнер

Оккультное значение крови

Теософским исследованием. Оно

имеет фиксировнный принцип. Оно не говорит: 'Здесь я стою как ищущий так,

как я есть. Все, что существует в мире должно подходить моей настоящей точке

зрения. Что я неспособен воспринять, то не имеет существования!' Такой сорт

аргумента является имеющим приблизительно смысл, как если бы слепой человек

должен был бы сказать, что цвета есть просто суть воображения. Человек,

который не знает ничего о сути дел не является в положении судить о ней, но

скорее тот, в чью сферу опыта такая суть дел вступила.


Теперь, человек есть в состоянии эволюции и по этой причине

Антропософия говорит: 'Если вы остаетесь таким, каким вы есть, вы не увидите

эфирное тело и возможно, следовательно, действительно говорить о 'границах

познания' и 'игнорабимус' ('Ignorabimus' -- не знаем (и не узнаем)); но если

вы развиваетесь и приобретаете необходимые способности для распознавания

Духовных вещей, вы не будете более говорить о 'границах познания', ибо

таковые существуют только так долго, пока человек не развил внутренних

чувств'. Это есть по этой причине, что агностицизм налагает так тяжело бремя

на нашу цивилизацию; ибо он говорит: 'Человек есть такой-то и такой, а

существо такое-то и таким образом он может знать только это и то'. Такой

доктрине мы отвечаем: 'Хотя он есть такой-то и такой сегодня, он должен

стать другим, и когда он другой, он узнает тогда нечто еще'.


Итак, вторая часть человека есть эфирное тело, которым он обладает

общим с растительным царством.


Третья часть есть, так называемое астральное тело, значимое и

прекрасное название, причина для которого будет объяснена позднее. Теософы,

которые желают изменения этого названия, могут не иметь никакой идеи, что

подразумевается в этом. Астральное телу назначена задача, у обоих в человеке

и в животном, возвышения жизненной субстанции до уровня чувства, так что в

жизне-субстанции могли двигаться не только жидкости, но также что в ней

могло быть выражено все, что известно как боль и удовольствие, радость и

горе. И здесь вы имеете существенное различие между растением и животным;

хотя имеются определенные состояния перехода между этими двумя. Недавняя

школа натуралистов была мнения, что чувство, в его буквальном смысле, должно

также быть приписано растениям; это однако есть играние словами; ибо хотя

очевидно, что определенные растения являются такой восприимчивой

организации, что они 'отвечают' на определенные вещи, которые могут быть

принесенными вблизи их, все же такое состояние не может быть описано как

'чувство'. Чтобы 'чувство' могло существовать, образ должен быть сформирован

внутри существа, как рефлекс того, что производит восприятие. Если,

следовательно, определенные растения отвечают на внешний стимул, это не есть

доказательство, что растения переживают его внутренне. То, что имеет

внутреннее переживание, располагается в астральном теле. И так мы

продвинулись, чтобы видеть, что то, что достигло животного состояния состоит

из физического тела, эфирного тела и астрального тела.


Человек, однако, возвышается над животным через обладание нечто вполне

отличительным и вдумчивые люди во все времена осознавали в чем это

превосходство состоит. Оно указывается в том, что Жан Поль (Jean Paul)

говорит о себе в своей автобиографии. Он описывает, что он мог вспомнить

день, когда он стоял ребенком в деревенском дворе родительского дома и мысль

неожиданно сверкнула через его ум, что он есть Эго, существо способное

говорить 'Я' себе; и он рассказывает нам, что это произвело глубокое

впечатление на него.


Вся, так называемая внешняя наука Души, проглядывает наиболее важный

пункт, который здесь вовлечен. Я прошу вас поэтому последовать за мной

несколько мгновений в создании обозрения того, что является очень тонким

аргументом, который все же покажет вам, как обстоит суть дела. Во всей

человеческой речи существует одно малое слово, которое отличается полностью