от всех остальных. Каждый из вас может назвать вещи вокруг вас; каждый может
назвать стол столом и стул стулом. Но существует одно слово, одно имя,
которое вы не можете приложить ни к чему другому за исключением к тому, кто
им обладает и это малое слово есть 'Я'. Никто не может обратиться к другому
как к 'Я'. Это 'Я' должно звучать из наивнутреннейшего Души самой; это есть
имя, которое Душа сама может приложить к себе. Любая другая личность есть
'Ты' для меня и 'Я' есть 'Ты' для нее. Все религии распознавали это 'Я' как
выражение того принципа Души, через который наивнутреннейшее существо, его
Божественная природа способна говорить. Здесь, затем, начинается то, что
никогда не может проникнуть через внешние чувства, что никогда в своей
значимости не может быть названо извне, но что должно звучать из
наивнутреннейшего существа. Здесь начинается тот монолог, тот разговор Души
с самой собой, при котором Божественная самость дает знать о своем
присутствии, когда путь лежит свободным для прихода Духа в человеческую
Душу.
В религиях ранних цивилизаций, среди древних Евреев, например, это имя
было известно как 'невысказанное имя Бога' и какую бы интерпретацию
современная филология могла выбрать, чтобы наложить на него, древнее
Еврейское имя Бога имеет никакое другое значение, чем то, которое выражено в
нашем слове 'Я'. Трепет проходил через тех собравшихся, когда 'имя
непознаваемого Бога' произносилось посвященными, когда они смутно
воспринимали то, что подразумевалось теми словами, провозглашаемые через
храм: 'Я есть Я-Есть'.
В этом слове выражен четвертый принцип человеческой природы, тот,
которым человек единственно обладает, пока он на Земле; и это 'Я' в свою
очередь заключает и развивает в себе зачатки более высоких стадий
человечества.
Мы можем только бросить беглый взор на то, что в будущем будет развито
через этот четвертый принцип. Мы должны указать, что человек состоит из
физического тела, эфирного тела, астрального тела и Эго, или действительно
внутренней самости; и того, внутри этой внутренней самости, что есть
рудименты трех высших стадий развития, которые берут начало в крови. Эти три
есть Манас (Manas), Буддхи (Buddhi) и Атма (Atma):
Манас, Само-Дух (Spirit-Self) как отличительная форма телесной самости;
Буддхи, Жизне-Дух (Life-Spirit);
Атма, действительный и истинный Духо-Человек (Spirit-Man), далекий
идеал человека сегодня; рудиментарный зачаток, сейчас скрытый внутри, но
предназначенный в будущие века достичь совершенства.
Мы имеем семь цветов в радуге, семь звучаний, семь серий атомических
весов и семь градаций в шкале человеческого сушества; и таковые снова
разделяются на четыре низших и три высших.
Мы теперь попытаемся приобрести ясное прозрение в способ, которым эта
верхняя Духовная триада обеспечивает физиогномическое выражение в низшей
четверичности и как это является нам в мире чувств. Возьмем, например, в
первую очередь то, что кристаллизовалось в форму человеческого физического
тела; им он обладает общим со всем, что называется 'безжизненная' природа.
Когда мы говорим Теософски о физическом теле, мы даже не подразумеваем то,
что глаз видит, но скорее ту комбинацию сил, которая образовала физическое
тело, ту жизненную силу, которая существует позади видимой формы.
Давайте теперь рассмотрим растение. Это есть существо, обладающее
эфирным телом, которое возвышает физическую субстанцию к жизни; то есть, оно
преобразует эту субстанцию в живой сок. Что есть это, что трансформирует так
называемые безжизненные силы в живой сок? Мы называем это эфирным телом и
эфирное тело исполняет точно ту же работу в животных и людях; оно побуждает
то, что имеет только материальное бытие, к тому, чтобы стать живой
конфигурацией, живой формой.
Эфирное тело является в свою очередь проникнутым астральным телом. И