естество-мыслителя. Поистине, если составитель
этого писания выходит за предпосылки Геккеля и ставит Духовное воззрение о
Мире рядом с чисто природным воззрением Геккеля, то он не должен из-за этого
быть с противниками последнего одного мнения. Кто старается правильно
рассматривать дело (Sache), тот сможет уже заметить созвучие между
настоящими писаниями составителя с его более ранними.
Также некий такой судящий полностью понятен составителю, который
просто, совсем в общем, без дальнейшего, высказывания этой книги
рассматривает как излияния некой ставшей дикой фантастики или некой
мечтательной игры мысли. Однако все, что должно сказать в этом отношении,
содержится в самой книге. Здесь показано, как в полной мере разумное
мышление может и должно стать пробным камнем изложенного. Кто к этому
изложенному прилагает разумную проверку так же, как она
соразмерно-предметно, например, прилагается к фактам естество-знания, тот
только сможет решить, что говорит разум при такой проверке.
После того, как так много было сказано о личностях, которые могут с
начала отклонить эту книгу, позволено также упасть слову на тех, которые
имеют побуждение, чтобы к таковой вести себя согласительно. Для них, однако
же, самое существенное содержится в первой главе 'Характер Тайноведения'.
Немного, однако, должно еще быть сказано здесь. Хотя книга занимает себя
исследованиями, которые не исследуются, завязанным на чувственный мир,
рассудком, то однако в ней не приведено ничего, что не может быть понятно
непредвзятому разуму и здоровому чувству истины каждой личности, которая
желает применить эти дарования человека. Составитель говорит это не виляя:
он хотел бы прежде всего читателей, которые не желательны принимать на
слепую веру приведенные вещи, но которые стараются проверить сообщенное на
познаниях собственной Души и на опытах собственной жизни. (* Здесь
подразумевается примерно не только Духовно-научная проверка через
сверх-чувственные методы исследования, но прежде всего вполне возможная
здоровому, непредубежденному мышлению и человеческому рассудку. [Примечание
Рудольфа Штайнера к четвертому изданию, 1913]) Он желал бы прежде всего
предосторожных читателей, которые позволяют быть действенному только
логически оправданное. Составитель знает, его книга была бы никакой цены,
если бы она полагалась бы только на слепую веру; она пригодна только в той
мере, насколько она может оправдать себя перед непредвзятым рассудком.
Слепая вера может так легко перепутать нелепое и суеверное с истинным.
Некоторые, которые охотно довольствуются голой верой в 'сверх-чувственное'
найдут, что в этой книге мышлению требуется слишком многое. Но дело идет
действительно в данных здесь сообщениях не только о том, что нечто будет
сообщено, но о том, что изложенное есть таковое, как оно соразмерно некому
добросовестному рассмотрению в соответствующей области жизни. Это есть ведь
область, где высочайшие вещи с безсовестным шарлатанством и познание с
суеверием в действительной жизни так легко соприкасаются и где они прежде
всего так легко могут быть перепутаны.
Кто знаком со сверх-чувственным исследованием, при чтении книги пожалуй
заметит, что было попробовано, чтобы строго соблюдать границы между тем, что
из области сверх-чувственных познаний в настоящее время может и должно быть
сообщено и тем, что к более позднему времени или, по крайней мере, в другой
форме надлежит быть изложеным.
Написано в Декабре 1909
Рудольф Штайнер
Предварительные замечания к четвертому изданию
Кто предпринимает изложить Духовно-научные результаты исследований
такого рода, как они обозначены в этой книге, должен прежде всего считаться
с тем, что в настоящее время этот род в широчайших кругах будет
рассматриваться как некий невозможный. Однако в последующих изложениях будут
высказаны вещи, о которых некое, в наше время считающееся как строгое,
мышление утверждает, что они 'для человеческой интеллигенции
предположительно вообще остаются неразрешимыми'. - Кто знает и умеет ценить
основания, которые приводят многих серьезных личностей к тому, чтобы
утверждать такую невозможность, тот пожелает всегда опять сделать заново
попытку показать, на каких недоразумениях