предания древних
посвященных, но восстали при них достойные последователи таковых, которые
воспитывали учеников, которые могли поднять себя к высоким ступеням
Духовного созерцания. При этом имели эти народы в себе побуждение, чтобы
создать в чувственном мире такую область, которая в физическом в совершенной
форме выражает Духовное. Наряду со многим другими, есть Греческое искусство
последствие этого побуждения. Нужно только с Духовным оком рассмотреть
Греческий Храм, и будет познано, как в этом чуде творения искусства
чувственно-вещественное так обработано человеком, что в каждом члене оно
является как выражение Духовного. Греческий Храм есть 'Дом Духа'.
Воспринимают в его формах то, что иначе только распознает Духовное око
ясновидящего. Любой Храм Зевса (или Юпитера) оформлен так, что он для
чувственного глаза представляет достойную облачение того, что созерцал
Духовным оком хранитель посвящения Зевса или Юпитера. И так есть это во всем
Греческом искусстве. Таинственными путями вливалась мудрость посвященых в
поэтов, художников и мыслителей. В Миросозерцательных построениях древних
Греческих философов находят опять в форме понятий и идей тайны посвященных.
И притекали влияния Духовной жизни, тайны Азиатских и Африканских мест
посвящений к этим народам и их вождям. Великие Индийские учителя, соратники
Заратустры и приверженцы Гермеса воспитывали своих учеников. Таковые или их
последователи основывали, теперь, места посвящений, в которых древние
сокровища мудрости опять оживали в новой форме. Это есть Мистерии древности.
Здесь подготавливались ученики, чтобы привести их затем в такие состояния
сознания, через которые они могли достигать созерцания в Духовный мир.
(Некоторое ближайшее об этих Мистериях древности найдут в моей книге:
'Христианство как мистический факт, Das Christentum als mystische Tatsache'.
Другое об этом будет сказано в последних главах этой книги.) Из этих мест
посвящения притекали тайны тех, которые лелеяли Духовные тайны в Малой Азии,
в Греции и Италии. (В Греческом мире возникли в Орфейских (orphischen) и
Элезийских (elesinischen) Мистериях важные места посвящений. В школе
мудрости Пифагора (Pythagoras) после-действовали великие учения мудрости и
методы мудрости пред-времени (Vorzeit). В великих путешествиях Пифагор был
посвящен в тайны самых различных Мистерий.)
*
Но жизнь человека - в после-Атлантическое время - между рождением и
смертью имела также свое влияние на свободное от тела состояние после
смерти. Чем больше человек поворачивал свои интересы физически-чувственному
миру, тем больше была возможность, что Ариман во время Земной жизни вживался
в Душу и сохранял затем свою власть через смерть далее. У народов древней
Индии была эта опасность еще самой малой. Ибо они во время Земной жизни
ощущали физически-чувственный мир как иллюзию. Через это лишали они себя
после смерти власти Аримана. Тем больше была опасность для пра-Персидских
народов. Во время между рождением и смертью они направляли свой взор с
интересом на чувственно-физический мир. Они в высокой мере подпали бы
обольщениям Аримана, если Заратустра полно-выразительным образом через
учение о Боге Света не указал бы на то, что за физически-чувственным миром
стоит таковой Духов Света. Как много люди этой культуры, из оживленного мира
представлений, принимали в Души, равно также много лишали они себя щупалец
(Fangarmen) Аримана для Земной жизни и с этим также для жизни после смерти,
через которую они должны были подготовить себя к новой Земной жизни. В
Земной жизни ведет власть Аримана к тому, чтобы чувственно-физическое бытие
рассматривать как единственное и через это запереть каждую перспективу в
Духовный мир. В Духовном мире эта власть приводит человека к полной
уединенности, к направлению всех интересов только на себя. Люди, которые при
смерти есть во власти Аримана, будут опять-рождены как эгоисты.
Можно в настоящее время в Духовной науке жизнь между смертью и новым
рождением так описать, как она есть, когда Ариманическое влияние до некой
известной степени преодолено. И так она была изложена писателем этой книги в
других писаниях и в первых главах предложенной книги. И она должна быть
изложена так, если должно быть сделано наглядным, что в этой форме бытия
может быть