Это
представление дерева, когда таковое не стоит перед глазом, есть некое
воспоминание о дереве. Теперь мыслят себе, что сохраняют это воспоминание в
Душе; позволяют Душе как бы покоиться на воспоминании-представлении;
стараются при этом исключить все другие представления. Тогда Душа погружена
в воспоминание-представление дерева. Имеют дело с неким погружением Души в
представление; однако это представление есть отображение некой, воспринятой
через чувства, вещи. Когда, однако, то же самое предпринимают с неким,
установленным в сознании через свободную волю, представлением, то постепенно
можно достигнуть действия, на которое приходится главное.
Должен быть только сделан наглядным пример внутреннего погружения с
чувство-образным представлением. Сначала в Душе должно быть построено такое
представление. Это может происходить следующим образом: представляют себе
растение, как оно укореняется в почве, как оно выгоняет лист за листом, как
оно развертывает себя к цветению. И теперь мыслят себе поставленного рядом с
этим растением человека. Делают в Душе мысль живой, как человек имеет
качества и способности, которые напротив таковым растения могут быть названы
более совершенными. Обдумывают, как он соразмерно своим чувствам и своей
воле, может отправиться туда или сюда, в то время как растение приковано к
Земле. Теперь, однако, говорят себе: да, конечно, человек совершеннее чем
растение; но мне зато встречаются в нем качества, которые я не воспринимаю у
растения и чье не-наличие (Nichtvorhandensein) может мне в известном
отношении явиться более совершенным, чем человек. Человек исполнен
вожделений и страстей; таковым он следует в своем поведении. Я могу у него
говорить о заблуждениях через его побуждения и страсти. У растения я вижу,
как оно чистым законам роста следует от листа к листу, как оно бесстрастно
раскрывает цветение целомудренному Солнечному лучу. Я могу сказать себе:
человек имеет некое известное совершенство перед растением; но это
совершенство он приобрел через то, что он к являющимися мне чистыми силам
растения в своем существе позволил вступить побуждениям, вожделениям и
страстям. Я представляю себе теперь, что через растение течет зеленый
цвето-сок и что таковой есть выражение для чистых бесстрастных законов
роста. И затем я представляю себе, как через вены человека течет красная
кровь и как таковая есть выражение для побуждений, вожделений и страстей.
Все это я позволяю возникнуть как некая живая мысль в моей Душе. Затем я
представляю себе далее, как человек является способным к развитию; как он
свои побуждения и страсти может просветлить и очистить через свои высшие
Душевные способности. Я мыслю себе, как через это будет уничтожено низшее в
этих побуждениях и страстях и таковые будут опять-рождены на более высокой
ступени. Тогда кровь позволено будет представить как выражение очищенных и
просветленных побуждений и страстей. Я смотрю, например, в Духе на розу и
говорю себе: в красном соке розы вижу я цвет зеленого растительного сока,
превращенного в красный; и красная роза следует, как и зеленый лист, чистым
бесстрастным законам роста. Красное розы пусть будет мне чувство-образ
(Sinnbild) такой крови, которая является выражением просветленных побуждений
и страстей, которые отбросили все низшее и в своей чистоте равняются силам,
которые действуют в красной розе. Я пытаюсь теперь, такие мысли переработать
не только в моем рассудке, но позволить им в моем восприятии стать живыми. Я
могу иметь блаженное восприятие, когда я представляю себе чистоту и
бесстрастность растущего растения. Я могу породить в себе чувство, как
определенные высшие совершенства должны быть куплены через приобретение
побуждений и вожделений. Это может блаженство, которое я воспринимал прежде,
превратить в строгое чувство; и затем во мне может зашевелиться некое
чувство освобождающего счастья, когда я предаю себя мысли о красной крови,
которая может стать носителем внутренне чистых переживаний, как красный сок
розы. Главное приходится на то, что человек не безчувственно поставил себя
напротив мыслей, которые служат к построению чувство-образного
представления. После того, как проходятся в таких мыслях и чувствах,
превращают их в следующее чувство-образное представление. Представляют себе
черный