значения, что Духовный ученик достиг совсем
определенного Душевного настроя, когда у него вступает сознание о
новорожденном „Я'. Ибо через свое „Я' человек есть руководитель
своих ощущений, чувств, представлений, своих побуждений, вожделений и
страстей. Восприятия и представления не могут в Душе быть предоставлены
самим себе. Они должны быть урегулированы через мыслящую разумность
(Besonnenheit). И это есть „Я', которое руко-владеет этими законами
мышления и которое приносит через них порядок в жизнь представлений и жизнь
мыслей. Аналогично есть это с вожделениями, побуждениями, наклонностями и
страстями. Этические осново-положения становятся руководителями этих
Душевных сил. И через нравственное суждение становится „Я' водителем
Души в этой области. Когда теперь человек из своего обычного „Я'
извлекает высшее, то первое становится в неком определенном отношении
самостоятельным. Таковому будет отнято так много живой силы, как будет
уделено высшему „Я'. Но установим однажды тот случай, что человек в
себе еще не образовал известной способности и твердости в законах мышления и
в силе суждения и что он желал бы на такой ступени родить свое высшее
„Я'. Он сможет оставить своему обычному „Я' так много
способности мышления, как он образовал прежде. Является мера упорядоченного
мышления слишком малой, тогда в ставшее самостоятельным обыкновенное
„Я' вступит некое беспорядочное, спутанное, фантастическое мышление и
суждение. И потому что у такой личности новорожденное „Я' может быть
только слабым, то для сверх-чувственного созерцания спутанное низшее
„Я' достигнет над-господства и человек не покажет равновесия своей
способности суждения для наблюдения сверх-чувственного. Образовал бы он
достаточно способности логического мышления, то мог бы он свое обычное
„Я'. спокойно предоставить своей самостоятельности. - И в этической
области есть это именно так. Если человек не достиг твердости в моральном
суждении, если он не стал достаточно господином своих наклонностей,
побуждений и страстей, тогда он свое обычное „Я' сделает
самостоятельным (verselbstaendigen) в таком состоянии, в котором действуют
названные Душевные силы. Может наступить случай, что человек в определении
пережитых сверх-чувственных познаний позволяет господствовать не некому
одинаково высокому чувству истины, как в том, что он через внешний
физический мир приносит к сознанию. Он мог бы при так послабленном чувстве
истины принимать все возможное за Духовную действительность, что есть только
его фантазирование. Внутрь в это чувство истины должны воздействовать
твердость этического суждения, уверенность характера, основательность
совести, которые образованы в оставленном „Я', прежде, чем высшее
„Я' станет деятельным с целью сверх-чувственного познания. - Это не
должно полностью стать некоторым отпугивающим средством напротив обучения;
это должно, однако, быть совсем серьезно принято.
Кто имеет сильную волю, чтобы сделать все, что приводит первое
„Я' к внутренней уверенности в исполнении своих отправлений, тот вовсе
не должен отпугиваться, задействовованным Духовным обучением, высвобождением
второго „Я'. Он должен только предупреждать себя, что самообман имеет
тогда большую власть над человеком, когда дело идет о том, что таковой
должен найти себя „зрелым' для нечто. В том Духовном обучении, которое
здесь описанно, человек достигает такого образования своей мыслительной
жизни, что он не может прийти в опасности ошибаться, как они часто
предполагаются быть. Это мысле-образование (Gedankenausbildung) воздействует
так, что все внутренние переживания, которые необходимы, наступают так, что
они, однако, так разыгрываются, как они должны быть проделаны Душой без
того, чтобы быть сопровождаемы вредными фантазиями-заблуждениями. Без
соответствующего мысле-образования переживания могут вызвать в Душе сильную
неуверенность. Подчеркнутый здесь способ воздействует так, что переживания
наступают так, что их полностью узнают, как узнают восприятия физического
мира при здоровом Душевном настрое. Через образование мысле-жизни,
становятся более наблюдателем того, что переживают