непрестанно будет
возбуждаться к смеху.
Для мышления и чувствования есть еще дальнейшее средство-образования
приобретения качества, которое можно назвать позитивностью,
положительностью. Имеется прекрасная легенда, которая повествует об Иисусе
Христе, что он с некоторыми другими личностями проходит мимо мертвой собаки.
Другие отворачиваются от безобразного зрелища. Иисус Христос говорит
восхищенно о прекрасных зубах животного. Можно упражнять себя в том, чтобы
напротив Мира удерживать такой Душевный настрой, как он есть в смысле этой
легенды. Ошибочное, плохое, безобразное не должно удерживать Душу находить
истинное, доброе и прекрасное везде, где оно наличиствует. Не должно такую
позитивность пререпутывать с безкритичностью, с произвольным закрыванием
глаз напротив плохого, ложного и неполноценного. Кто восхищается
„прекрасными зубами' мертвого животного, тот видит также и
разлагающийся труп. Но этот труп не удерживает его от того, чтобы видеть
прекрасные зубы. Можно находить плохое не хорошим, ошибочное не истинным; но
можно достигнуть того, что через плохое не будут удержаны от того, чтобы
видеть хорошее, а через обшибочное истинное.
Мышление в связи с волей испытывает определенную зрелость, если
пытаются не позволять себе никогда через нечто, что пережили или испытали,
похищать непредвзятую восприимчивость для новых переживаний. Для Духовного
ученика должна полностью потерять свое значение мысль: „Это я никогда
не слышал, этому я не верю'. Он должен в течение некого известного времени
прямо-таки повсюду исходить от того, чтобы при каждой возможности каждой
вещи и существу позволить сказать себе новое. От каждого дуновения воздуха,
от каждого древесного листа, от каждого лепета ребенка можно учиться, если
готовы донести к применению некую точку зрения, которую до сих пор к
применению не доносили. Все-таки легко может быть, чтобы в отношении такой
способности, уйти слишком далеко. Не должно ведь, примерно как, в неком
известном жизненном возрасте опыты, которые проделали о вещах, оставлять без
внимания. Должно то, что переживают в настоящем судить по опытам прошлого.
Это приходится на одну чашу весов; на другую, однако, для Духовного ученика
должна приходиться склонность (Geneigtheit) всегда испытывать новое. И
прежде всего, вера в возможность того, что новые переживания могут
противоречить старым.
С этим названы пять качеств Души, которые при правомерном обучении
Духовный ученик должен усвоить себе: господство над водительством мыслей,
господство над волевыми импульсами, спокойствие напротив удовольствия и
страдания, позитивность в осуждении Мира и непредвзятость в понимании жизни.
Кто известные времена последовательно одно за другим применял к тому, чтобы
упражнять себя в приобретении этих качеств, тот будет затем еще иметь
необходимым, донести эти качества в Душе к гармоничному совместному
согласованию. Он должен будет одновременно упражнять их в известной мере по
два и два, по три и одному, и так далее, чтобы задействовать эту гармонию.
Охарактеризованные упражнения даются через методы Духовного обучения,
потому что они при основательном выполнении в Духовном ученике задействуют
не только то, что выше было названо как непосредственный результат, но
опосредственно имеют в последствии еще многое другое, что на пути к Духовным
мирам будет использовано. Кто эти упражнения делает в достаточной мере,
будет в течение таковых наталкиваться на некоторые недостатки и ошибки своей
Душевной жизни; и он найдет как раз ему необходимые средства к усилению и
сохранности своей интеллектуальной, чувство-соразмерной жизни и жизни
характера. Конечно, он будет иметь необходимыми еще некоторые другие
упражнения согласно по своим способностям, своему темпераменту и характеру;
таковые выдадут себя однако, когда упомянутые будут проделаны обильно. Да,
будет замечено, что изложенные упражнения опосредственно также дают
постепенно то, что сначала кажется не расположенным в них. Если, например,
некто имеет слишком мало само-доверия, то он после соответствующего времени
сможет заметить, что через упражнения устанавливается необходимое
само-доверие. И так есть это в отношении других Душевных качеств. (Особые,
более идущие в отдельно-подробное