тела человека. Они будут созданы сначала
из субстанции астрального тела. Эти новые органы наблюдения посредничают
некий новый Мир и в этом новом Мире человек учиться знать себя как новое
„Я'. От органов наблюдения чувственно-физического мира те новые
отличаются уже через то, что они есть деятельные органы. Если глаз и ухо
ведут себя пассивно и свету или звуку позволяют действовать на себя, о
Духовно-Душевных органах восприятия может быть сказано, что они есть в
продолжающейся деятельности в то время как они воспринимают и что они свои
предметы и факты схватывают в полном сознании. Через это получается чувство,
что Духовно-Душевное познание есть некое объединение с соответствующими
фактами, есть некое „в них жить (in ihnen leben)'. - Можно отдельные
образующие себя Духовно-Душевные органы сравненительным образом назвать
„цветками лотоса (Lotusblumen)', соответственно форме, которую
сверх-чувственное сознание должно сделать себе от них (имагинативно).
(Само-разумеется, должно быть ясным себе о том, что это обозначение имеет
поделать с вещью не более, чем выражение „крылья', когда говорят о
„легочных крыльях'.) Через полностью определенные способы внутреннего
погружения будет подействовано на астральное тело так, что образуется один
или другой Духовно-Душевный орган, один или другой „цветок лотоса'.
После всего изложенного в этой книге должно было бы излишним подчеркивать,
что эти „органы наблюдения' не должно себе представлять примерно как
нечто, что в представленнии своего чувственного образа, дает отпечаток своей
действительности. Эти „органы' есть именно сверх-чувственны и
составляются в некой определенно оформленной Душевной деятельности; и они
составляются только постольку и до тех пор, пока будет упражняться такая
Душевная деятельность. Нечто, что позволяет рассматривать себя как
чувственное, есть с этими органами так же мало у человека, как есть какой-то
„туман (Dunst)', вокруг него, когда он мыслит. Кто желает представлять
себе сверх-чувственное полностью чувственно, впадает, именно, в
недоразумения. Не смотря на излишество этого замечания позволительно ему
здесь стоять, ибо всегда опять имеются знатоки сверх-чувственного, которые в
своих представлениях желают иметь только чувственное; и потому что всегда
опять имеются противники сверх-чувственного познания, которые думают, что
Духовный исследователь говорит о „цветках лотоса' как об утонченных,
чувственных образованиях. Каждая правомерная медитация, которая будет
сделана в оглядке на имагинативное познание, имеет свое воздействие на один
или другой орган. (В моей книге „Как достичь познаний высших Миров?'
указаны отдельные из методов медитаций и упражнений, которые действуют на
один или другой орган.) Правомерное обучение устраивает отдельные упражнения
Духовного ученика так, и позволяет им одному после другого следовать так,
что органы могут образовывать себя отдельно, совместно или один после
другого. К этому образованию принадлежит у Духовного ученика много терпения
и выдержки. Кто имеет только такую меру терпения, как это дают человеку
обычные жизненные взаимосвязи, тот не обойдется этим. Ибо это длится долго,
часто очень, очень долго, пока органы есть таковы, что Духовный ученик может
использовать их для восприятий в высшем Мире. В этот момент для него
наступает то, что называют просветление, в противоположность подготовлению
или очищению, которое состоит в упражнениях для развития органов. (Об
„очищении' говорится, потому что через соответствующие упражнения
ученик очищает себя, для известной области внутренней жизни, от всего того,
что приходит только из чувственного мира наблюдения.) Может вполне
приходиться так, что человеку также до собственного просветления повторно
приходят „свето-молнии' из высшего Мира. Таковые он должен принимать
благодарно. Они уже могут сделать его неким свидетелем Духовного мира.
Однако он не должен пошатнуться, если это вообще не есть такой случай в
течение его времени подготовления, которое наверное, кажется ему слишком
долгим. Кто вообще способен впадать в нетерпение „потому что он еще
ничего не видит', тот еще не завоевал правильное отношение к высшему Миру.
Последнее усвоил только тот,