Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

высвобождаются из остающегося в физическом мире; однако отношения

того, что происходит после смерти с человеком, к предшествующим и последущим

состояниям не былы бы поняты, если бы не уметь ориентироваться в

воспринимаемом имагинативно. Без познания через инспирацию имагинативный Мир

остался бы как некое писание, которое разглядывают, но которое не удается

прочесть.

Когда Духовный ученик продвигается от имагинации к инспирации, то ему

показывает себя очень скоро, как неправильно было бы отказаться от понимания

великих Мировых явлений и желать ограничить себя только фактами, которые

известным образом касаются ближайших человеческих интересов. Кто не посвящен

в эти вещи, тот мог бы, пожалуй, следующее сказать: „Мне является,

однако, только важным узнать судьбу человеческой Души после смерти; если мне

некто делает об этом сообщения, то есть мне это достаточно: к чему Духовная

наука приводит мне такие отдаленные вещи, как состояния Сатурна и Солнца,

отделение Солнца, Луны и так далее?' Кто, однако, правильно введен в такие

вещи, тот учится познавать, что истинное знание о том, что он желает узнать,

никогда не может быть достигнуто без познания того, что кажется ему таким

ненужным. Изложение состояний человека после смерти остается полностью

непонятным и не-ценным, если человек не может связать их с понятиями,

которые взяты из этих отдаленных областей. Уже простейшее наблюдение

сверх-чувственно познающего делает его знакомство с этими вещами

необходимым. Когда, например, растение переходит от состояния цветения в

состояние плодоношения, то человек, наблюдающий сверх-чувственно, видит

некое происходящее превращение в неком астральном существе, которое в

течение цветения, растение как облако сверху покрывает и облачает. Не

наступило бы оплодотворение, то такое астральное существо перешло бы в

полностью другой облик, чем есть тот, который оно принимает вследствие

оплодотворения. Теперь, понимают весь этот, через сверх-чувственное

наблюдение воспринимаемый процесс, когда научились понимать его сущность на

том великом Мировым процессе, который совершился с Землей и со всеми ее

обитателями ко времени отделения Солнца. До оплодотворения есть растение в

таком положении, как вся Земля до отделения Солнца. После оплодотворения

цветение растения показывает себя так, какой была Земля когда Солнце

отделило себя и Лунные силы еще в ней были. Сделали себе собственными

представления, которые могут быть завоеваны при отделении Солнца, то будут

истолкование процесса оплодотворения растения, соразмерно делу, воспринимать

так, что говорят: Растение есть до оплодотворения в неком Солнечном

состоянии, после такового в неком Лунном состоянии. Это есть полностью так,

что также самый малый процесс в Мире может быть понят только тогда, когда в

нем будет распознано отображение более великих Мировых событий. Иначе

остается он по своей сущности так непонятным, как Рафаэлева Мадонна остается

для того, кто может видеть только маленькое синее пятнышко, в то время как

все остальное закрыто. - Все, что теперь происходит у человека, есть некое

отображение всех Мировых процессов, которые имеют дело с его бытием. Желают

понять наблюдения сверх-чувственного сознания над явлениями между рождением

и смертью и опять со смерти и до нового рождения, то это возможно, если

приобретают себе способность имагинативные наблюдения расшифровывать через

то, что усвоили себе на представлениях через рассмотрение великих Мировых

процессов. - Такое рассмотрение доставляет именно ключ к пониманию

человеческой жизни. Отсюда, в смысле Духовной науки Сатурно-, Солнце- и

Луно-наблюдение и так далее, есть одновременно наблюдение человека.

Через инспирацию достигают к тому, чтобы познать отношения между

существами высшего Мира. Через дальнейшую ступень познавания будет возможно

сами эти существа познать в их Внутреннем. Эта ступень познавания может быть

названа интуитивное познание. (Интуиция есть слово, которое в обычной жизни

злоупотребляется для неясного, неопределенного вникания в некое дело, для

некоторого рода догадки, которая иногда согласуется с истиной, чья

правомерность, однако, сначала есть недоказуема. С такого рода

„интуицией' здесь подразумеваемое не имеет, естественно, ничего

поделать.