То, что я
сделал (мой собственный Душевный процесс), желаю я твердо удерживать; сам
образ, однако, позволяю исчезнуть из сознания. Затем желаю я чувствовать в
себе все, что сделала моя Душа, чтобы создать образ, сам образ желаю я себе
не представлять. Я желаю теперь жить полностью внутренне в своей собственной
деятельности, которая создала образ. Я желаю, итак, погружаться ни в какой
образ, но в мою собственную образ-производящую Душевную деятельность. Такое
погружение должно предпринять по отношению ко многим чувство-образам. Это
ведет тогда к познанию через инспирацию. Некий другой пример был бы таков:
погружают себя в представление становящегося и преходящего растения.
Позволяют в Душе возникнуть образу постепенно становящегося растения, как
оно прорастает из зародыша, как оно развертывает лист за листом, вплоть до
цветения и плода. Затем, опять, как начинается увядание, вплоть до полного
разложения. Достигают постепенно через погружение в такой образ к некому
чувству становления и прехождения, для которого растение есть только образ.
Из этого чувства может затем, если упражнение выдержанно будет продолжено,
образоваться имагинация того превращения, которое лежит в основе физического
становления и прехождения. Желают, однако, прийти к соответствующей
инспирации, тогда должно упражнение делать еще по-другому. Должно вспомнить
собственную Душевную деятельность, которая из образа растения завоевала
представление становления и прехождения. Должно позволить полностью
исчезнуть растению из сознания и погрузить себя только в то, что сами
внутренне сделали. Через такие упражнения только возможно восхождение к
инспирации. Сначала Духовному ученику будет не так легко понять в полном
охвате, как он должен предпослать себя к такому упражнению. Это происходит
из того, что человек, который привык к тому, чтобы позволять себе определять
свою внутреннюю жизнь внешними впечатлениями, тотчас же впадает в
неуверенное и полностью неустойчивое, когда он еще должен развернуть некую
Душевную жизнь, которая отбросила всякую привязку на внешние впечатления. В
некой еше большей мере, чем относительно достижения имагинаций, должен
Духовный ученик быть себе ясным напротив этих упражнений к инспирации, что
он может предпринять их, если он наряду с этим позволит идти все
пред-мероприятия, которые могут вести к уверенности и укреплению способности
суждения, жизни чувства и характера. Затрагивает он эти пред-мероприятия
(Vorkehrungen), то будет иметь он нечто двоякое как результат. Во-первых,
через упражнения он не будет способен терять при сверх-чувственном
созерцании равновесие своей личности; во-вторых, он в то же время усвоит
себе способность действительно исполнить все то, что будет затребовано в
этих упражнения. Напротив этим упражненииям буду говорить только так долго,
они есть трудные, пока еще не усвоили себе некий полностью определенный
Душевный настрой, полностью определенные чувства и ощущения. Тот вскоре
завоюет понимание и также способность для упражнениий, кто в терпении и
выдержке лелеет в Душе такие внутреннние качества, которые благоприятны
зарождению сверх-чувственных познаний. Кто приучил себя к тому, чтобы чаще
заход в свое Внутреннее удерживать так, что ему при этом менее должно делать
то, чтобы раскапывать о самом себе, чем много более тихо в себе сделанные в
жизни опыты упорядочивать и перерабатывать, тот будет много выигрывать. Он
увидит, что обогащают свои представления и чувства, когда приносят один
жизненный опыт в некую взаимосвязь с другим. Он будет замечать, в какой
высокой степени не только узнают новое через то, что имеют новые впечатления
и новые переживания, но также и через то, что старые позволяют работать в
себе. И кто при этом так подходит к работе, что он свои переживания, да даже
свои завоеванные мнения позволяет разыгрываться одно против другого так, как
если он сам со своими симпатиями и антипатиями, со своими личными интересами
и чувствами вообще не был бы при этом, тот будет подготовливать особенно
хорошую почву для сверх-чувственных познанавательных сил. Он будет в
действительности образовывать то, что можно назвать богатой внутренней
жизнью. На что, однако, прежде всего приходится главное, это есть
равномерность и равновесие Душевных качеств. Человек слишком легко