склонен,
когда он отдается некой одной Душевной деятельности, впадать в
односторонность. Так может он, когда он будет осознавать преимущество
внутреннего размышления и пребывания в собственном Мире представлений,
получить для этого такую сильную склонность, что он себя всегда больше
замыкает против впечатлений внешнего Мира. Это, однако, ведет к иссушению и
оскуднению внутренней жизни. Наидальше продвигается тот, кто себе наряду со
способностью, увлечь себя в свое Внутреннее, также сохраняет открытую
восприимчивость ко всем впечатлениям внешнего Мира. И не нужно при этом
думать, примерно как, только о так называемых значимых впечатлениях жизни;
но каждый человек, в каждом положении может - также в еще так бедных четырех
стенах - достаточно пережить, если он удерживает чувство для этого
восприимчиво. Не нужно сначала искать переживания; они есть везде здесь. -
Особой важности есть также, как будут обрабатываться переживания в Душе
человека. Возможно, например, некто делает переживание, что уважаемая им или
другими личность имеет это или другое качество, которое о должен обозначить
как недостаток характера. Через такой опыт человек может быть побужден к
размышлению в двояком направлении. Он может просто сказать себе: Теперь,
после того, как я узнал это, я не могу больше это лицо уважать в том же
роде, как прежде! Или, однако, он может предложить себе вопрос: Как это
возможно, что уважаемая личность обременена таким недостатком? Как должен я
себе представить, что недостаток есть не только недостаток, но есть нечто
обусловленное через жизнь личности, наверное, как раз через его большие
качества? Человек, который предлагает себе эти вопросы, придет, наверное, к
результату, что его уважение не должно нисколько быть уменьшено через
замечание недостатка. Через такой результат каждый раз будут иметь нечто
выученным, будут к своему пониманию жизни иметь нечто добавленым. Теперь,
это было бы конечно плохо для того, кто позволяет через хорошее такого
жизне-воззрения склонить себя извинять все возможное у личностей и вещей,
которые имеют его расположение или же вообще чтобы перейти к привычке
оставлять без внимания все достойное порицания, потому что ему это приносит
преимущество для его внутреннего развития. Это последнее есть, именно, тогда
не тот случай, когда человек через себя самого получает побуждение, чтобы
недостаток не только порицать, но понять; однако только когда такое
поведение само будет затребовано через затронутый случай, все равно, что
осуждающий при этом выигрывает или проигрывает. Это есть полностью верно:
Научиться можно не через осуждение некого недостатка, но только через его
понимание. Кто, однако, ради понимания желал бы полностью исключить
неодобрение, тот тоже продвинулся бы недалеко. Также здесь главное
приходится не на односторонность в одном или другом направлении, но на
равномерность и равновесию Душевных сил. - И так есть это особенно с одним
Душевным качеством, которое для развития человека является всецело
чрезвычайно значимым; с таковым, которое называют чувством почитания
(благоговения). Кто это чувство в себе образует или кто обладает им через
счастливый природный дар, тот имеет хорошее основание для развития
сверх-чувственных познавательных сил. Кто в своем детстве и юности мог
взирать с преисполненным беззаветным восхищением на личности, как на высокий
идеал, в его Душевных основах есть нечто, в чем особенно хорошо произрастают
сверх-чувственные познания. И кто при зрелом суждении в более поздней жизни,
взирает к Звездному небу и в неустанной самоотдаче ощущает восхищенно
откровение высших сил, тот через это делает себя зрелым для познания
сверх-чувственных Миров. Одинаковым есть у того случай, кто может
восхищаться господствующими в человеческой жизни силами. И не менее значимым
есть это, когда также еще как зрелый человек может иметь почитание вплоть до
высшей степени для других людей, чью значимость человек верит, что угадывает
или знает. Только где имеется такое почитание, может раскрыть себя
перспектива в высшие Миры. Кто неспособен почитать, тот ни в коем случае в
своем познании не уйдет особенно далеко. Кто не желает ничего распознать в
Мире, перед тем закрывает себя сущность вещей. - Кто, однако, через