человека: Она ощущает через само-познание различные
виды стыда. Теперь, имеет это чувство уже в обыкновенной жизни некое
полностью определенное воздействие. Здраво мыслящий человек позаботится о
том, чтобы то, что его при нем самом наполняет этим чувством, не сделало
себя действенным снаружи в действиях, чтобы это не изживало себя во внешних
поступках. Стыд, итак, есть некая сила, которая побуждает человека, чтобы
замыкать нечто в своем Внутреннем и не позволять этому быть воспринимаемым
внешне. Если это внимательно обдумать, то найдут понятным, что Духовное
исследование некому внутреннему Душевному переживанию, которое чувству стыда
полностью близко родственно, приписывает еще более далеко идущие
воздействия. Оно находит, что в сокрытых глубинах Души существует некий вид
скрытого стыда, который человек не осознает себе в физически-чувственной
жизни. Такое скрытое чувство воздействует, однако, неким аналогичным образом
тому, как и обозначенное проявленное чувство обычной жизни: оно
препятствует, чтобы наивнутреннейшее существо человека выступило перед
человеком в неком воспринимаемом образе. Не было бы этого чувства, то
человек воспринимал бы перед самим собой то, что он в действительности есть;
он свои представления, чувства и свою волю переживал бы не только внутренне,
но и воспринимал бы их, как он воспринимает камни, животные и растения. Так,
является это чувство покрывателем (Verhьller) человека от самого себя. И с
этим оно является одновременно и покрывателем всего Духовно-Душевного мира.
Ибо в то время, что собственное внутреннее существо скрывает себя от него,
не может он воспринимать также то, у чего он должен был бы развить
инструменты, чтобы познавать Душевно-Духовный мир; он не может преобразовать
свое существо так, чтобы оно приобрело Духовные органы восприятия. - Когда,
теперь, однако человек, через правомерное обучение работает над тем, чтобы
приобрести в себе эти органы восприятия, то выступает перед ним, как первое
впечатление, то, что он сам есть. Он воспринимает своего двойника. Это
само-восприятие вообще нельзя отделить от восприятия остального
Душевно-Духовного мира. В обычной жизни физически-чувственного мира
охарактеризованное чувство действует так, что оно постоянно закрывает перед
человеком врата в Духовно-Душевный мир. Желает человек сделать только один
шаг, чтобы проникнуть в этот Мир, то сразу же скрывает выступающее, однако
не приходящее к сознанию, чувство стыда, участок Духовно-Душевного мира,
который желает выступить для обозрения. Охарактеризованные упражнения,
однако, открывают этот Мир. Теперь дело есть таково, что такое скрытое
чувство действует, как великий благодетель человека. Ибо через все, что
человек без Духовно-научного обучения приобретает себе в силе суждения,
жизни чувств и характера, человек не является в состоянии выносить
восприятие собственного существа в его истинном облике без дальнейшего.
Через такое восприятие потеряли бы все чувство-самости, само-уверенности и
само-сознания. Чтобы это не происходило, для этого должны опять позаботится
те меры, которые человек предпринимает, наряду с упражнениями для высшего
познания, для попечения своей здоровой силы суждения, своей сущности чувства
и характера. Через свое правомерное обучение учится человек как бы
неумышленно узнавать так много из Духовной науки, и ему кроме того станут
ясными так много средств для само-познания и само-наблюдения, какие являются
необходимыми, чтобы полно-сильно встретить своего двойника. Это есть тогда
для Духовного ученика так, что он видит только как образ имагинативного Мира
в другой форме то, с чем он уже ознакомил себя в физическом мире. Кто
правильным образом сначала в физическом мире через свой рассудок понял закон
Кармы, тот будет не особенно потрясен, когда он, теперь, видит зародыши
своей судьбы обозначенными в образе своего двойника. Кто через свою силу
суждения озанкомил себя с развитием Мира и человечества и знает, как в некий
определенный временной пункт этого развития в человеческую Душу вторгнулись
силы Люцифера, тому будет не трудно перенести, когда он осознает, что в
образе своего собственного существа содержаться эти Люциферические существа
со всеми их воздействиями. - Видно, однако, отсюда, как необходимо есть то,
чтобы человек не требовал